Про некоторых людей неспроста говорят, что у них золотые руки. Этот мастер умудрился оставить далеко позади даже самого Карла Фаберже. Последний почувствовал конкуренцию. А также падение спроса на свои работы.
Павел Акимович Овчинников был не придворным мастером. Он родился в семье крепостных. Впрочем, родители и князь Волконский разглядели в Павле творческую жилку.
В подростковом возрасте для него сделали исключение и направили учиться в мастерскую золотых и серебряных дел. И не куда – нибудь, а в столицу. Когда же Овчинников проявил себя как прекрасный ученик и талантливый мастер, ему дали вольную.
Успешное предприятие за 1000 рублей. Как он стал знаменитым?
В 1850 –м он женился. На приданное жены (1000 рублей) Павел открыл собственное дело. Но, как выяснилось позже, в минусе он не остался. Ведь стал одним из лучших ювелиров Москвы.
Всего за два года (1851-1853) маленькая мастерская превратилась в самую настоящую фабрику. Скачок был приличный: годовой оборот 250 000 рублей против в 1853-м году против годового оборота в 1.5 млн. рублей (1854).
Это говорил о том, что Павел действительно был на своем месте. А с 1865 – го фирма активно участвовала в разного рода выставках, где изделия всегда получали награды. Также Овчинников попал в любимчики императорского двора. В 1873-м он открыл филиал в Петербурге.
Казалось бы, цель была достигнута. Он стал одним из самых именитых ювелиров. Однако мастер на достигнутом не останавливается. Он создает школу для детей, где учит одаренных отроков работе с золотом и серебром. В общей сложности, учениками было 130 детей. В 1882-м году, на одной из выставок, школе присудили 2 место и серебряную медаль.
Держал руку на пульсе
Также именно Овчинников был законодателем эмалевого дела в России. Точнее, даже не он сам, а его мастера. Именно они первыми начали применять витражную эмаль. Она доминировала над металлом и занимала небольшие площади.
Это был своего рода прорыв. Также набирал обороты стиль «шинуазри». Вещи от Овчинникова в восточном стиле стали желанным сувениром. Мастер же покрывал их изысканным лаком и со вкусом декорировал. Одно из обязательных условий: изделие должно выглядеть богато.
В 1872 – м году Овчинников выставляет на суд посетителей сервиз, украшенный черневыми медальонами. На последних изображены московские места. Отлично сочетается чернь с эмалевым орнаментом. Эту технику также можно назвать инновацией Овчинникова. Впрочем, мастер всегда держал руку на пульсе. Он сотрудничал с лучшими художниками и архитекторами.
Делали же раньше!
«Эра Овчинникова», по сути, пришлась на 1870-1880-е. Именно тогда он был на пике, на пределе своих возможностей. Развивался и бизнес. Когда же Овчинников скончался (это произошло в 1880), фирмой завладели его сыновья.
Удачной модно назвать выставку в 1900 года в Париже, где их работы очень высоко оценили. А после «коса нашла на камень» - популярность стала постоянно снижаться. В 1917-м году фирмы не стало.
Но следует отдать дань уважение Павлу Овчинникову как мастеру своего дела. Когда богатые и именитые персоны рассматривали шедевры, сделанные его мастерами, все думали, что работали европейские умельцы, а не простые крепостные и 130 учеников.
Впрочем, мастеров было немногим больше – только лишь 170. Да и сегодня, глядя на эти работы, вполне можно сказать: «вот, делали же раньше».
Цитаты истории - Цитаты и факты, которые так или иначе повлияли на историю. Подписывайтесь и будьте в курсе!