«… Восстания организовала вавилонская олигархия, разочаровавшаяся в персах. Она давно желала иметь на престоле безликих марионеток, которых она и нашла в лице самозванцев. Но ей, кроме того, надо было привлечь к восстанию народ, прежде всего халдейских воинов. По этой причине самозванцы и приняли имя Навуходоносора, сына Набонида, причем остается неизвестным, существовало ли вообще такое лицо в действительности или же оно просто было выдумано олигархами, чтобы увлечь за собой народ знаменем старой халдейской династии. Иными словами говоря, идея-фикс вавилонской олигархии - выборность царя - стала настолько непопулярной, что о ней нельзя было даже говорить открыто. А это свидетельствует о том, что вавилонский античный город-государство умер, и все попытки гальванизировать его труп были обречены на провал ...» В. А. Белявский.
Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Хроника гражданской войны":
Первая смута в Империи Ахеменидов
Маги – вдохновители и идеологи гражданской войны в Персии
Царь ненастоящий!
Убийство Бардии-Гауматы и его исполнители
Дарий - спаситель империи Ахеменидов
Мятежный Вавилон
Начало гражданской войны в империи Ахеменидов
Война на окраинах и в центре империи Ахеменидов
Равновесие в гражданской войне
Победа Дария I в гражданской войне
Окончание гражданской войны. Зачистка
Второе вавилонское восстание очень сложно объяснить с рациональной точки зрения. Оно началось в августе 521 г. до н.э., когда гражданская война уже практически завершилась убедительной победой Дария I. Главные силы самого опасного соперника Дария - Фравартиша были разбиты 7 мая 521 г. до н.э. у мидийского города Кундуруш, а в конце июня был схвачен и казнен сам вождь мидийского восстания. Также в конце июня 521 г. до н.э. состоялось последнее сражение армянских повстанцев, в котором они были разгромлены армией персидского полководца Ваумисы. 12 июля 521 г. до н.э. отец Дария Виштаспа, наконец-то получивший военную помощь от своего сына-царя, одержал решительную победу над бунтующими парфянами. 16 июля 521 г. до н.э. была разгромлена последняя армия лидера персидских повстанцев Вахьяздаты, а он сам вскоре отправился на эшафот. После этой череды побед Дария можно было поздравить со спасением Империи Ахеменидов, на Ближнем Востоке не осталось силы, способной угрожать его власти. И тут грянуло второе вавилонское восстание, причем изначально было понятно, что шансов на победу оно не имеет, но эмоции возобладали над разумом.
Персидское владычество не было таким уж тяжелым для Месопотамии, во всяком случае, от ассирийцев, а порой и от своих царей, народ Вавилонии претерпел куда большие притеснения. Но господство грубых варваров из горных районов Ирана стало для жителей древнего царства огромным психологическим шоком. Причем с годами этот шок только усиливался. Человеческая память коротка и жители Аккада забывали о деспотизме и жадности собственных властелинов, устав от которого они практически добровольно перешли на сторону Кира Великого. Память о «темных сторонах» жизни в Нововавилонском царстве осталась в прошлом, зато сохранилось сожаление об утраченном величии древней державы. Эти ностальгические сожаления умело раздувались правящей элитой Вавилона, которая с маниакальной настойчивостью затевала очередную смуту, чтобы получить более выгодные условия для себя. Цена, которую придется заплатить за это горожанам, их не волновала.
Наш главный источник о событиях тех лет - Бехистунская надпись, сообщает несколько противоречивые сведения о человеке ставшем «лицом» этого мятежа и получившим известность под титулом Навуходоносор IV. Где-то в середине лета 521 г. до н.э. Араха, сын Халдита, объявил себя сыном Набонида и поднял восстание на юге Вавилонии. Персидский и эламский варианты текста «надписи» утверждают, что первоначально мятеж произошел в местности Дубала, аккадский же сообщает, что Араха «восстал в (городе) по названию Ур в Вавилонии». Это не единственное разночтение в разноязычных текстах. Персидский и эламский столбцы именуют предводителя восстания армянином, аккадский называет его урартом. Кстати, историки предполагают, что имя отца Араха является теофорным (включающим в себя имя бога), то есть Халдита образовано от имени урартского бога Халди и переводится оно как «Халди велик». Имя же самого Арахи носит вавилонское происхождение, подобные имена неоднократно встречаются в документах, обнаруженных в Вавилоне.
Сохранившиеся документы показывают общую картину развития мятежа. Начиная с 16 августа 521 г. до н.э. появляются таблички датированные правлением Навуходоносора IV, царя Вавилона, причем до 8 сентября 521 г. до н.э. они соседствуют с документами датированными правлением Дария I, видимо в городе шла борьба между лоялистами и сторонниками восстания. Позднее, 8 сентября 521 г. до н.э. и до начала ноября встречаются только документы датированные правлением Навуходоносора IV, то есть на некоторое время восставшие победили. Повстанцы достаточно быстро распространили свое влияние на большую часть Южной Месопотамии, об этом говорят документы, найденные на севере Аккада в Вавилоне, Сиппаре, Борсиппе и на его юге в Уруке и Уре. «… Говорит Дарий-царь: "Пока я был в Персии и Мидии, вавилоняне второй раз отложились от меня. Один человек, по имени Арха, армянин, сын Халдита, восстал в Вавилоне, в местности, называемой Дубала. Народ он так обманывал: "Я - Навуходоносор, сын Набонида". Тогда вавилонское войско отложилось от меня [и] перешло к тому Архе. Он захватил Вавилон. Он стал царем в Вавилоне ...» Бехистунская надпись.
В Вавилонии, после ее завоевания Киром Великим, национального войска больше не было, жители Аккада, избравшие военную стезю, в большинстве своем, были персидскими наемниками на службе Дарию I, и особого доверия не внушали. Поэтому Навуходоносору IV, как и его неудачливому предшественнику, Навуходоносору III (Нидинту-Белу), пришлось создавать вооруженные силы Вавилона заново. Дарий, занятый наведением порядка после гражданской войны в центральных областях империи, отреагировал на мятеж Вавилона далеко не сразу так, что мятежники имели время создать некое подобие армии. По данным аккадского варианта Бехистунской надписи, Араха успел навербовать 2497 воинов из числа радикально настроенных вавилонян и особо жадных (или глупых) «свободных художников» меча. Дарий после нескольких месяцев жизни в Вавилоне неплохо представлял себе его военный потенциал и происходящие там политические процессы, поэтому восстание его не слишком взволновало. Для восстановления порядка им была отправлена армия под командованием Виндафарны – одного из семи убийц Бардии.
27 ноября 521 г. до н.э. персидские и мидийские ветераны Виндафарны походя, разгромили собранное с миру по нитке войско Навуходоносора IV, на чем царствование последнего и закончилось. Последний документ, датированный Навуходоносором IV, написан 3 ноября 521 г. до н.э., а первый документ, вновь датированный царствованием Дария I, появился на свет 25 ноября 521 г. до н.э., то есть даже раньше генерального сражения, для отрезвления вавилонянам хватило самого факта подхода персидского войска. Кстати, оборонять от персов Вавилон, город, имеющий мощнейшую фортификацию, судя по всему, никто даже не пытался. «… После этого я послал войско в Вавилон. Перса Виндафарну, моего подчиненного, сделал над ним начальником. Так им сказал: "Идите и разбейте вавилонское войско, которое не признает меня". Виндафарна с войском двинулся в Вавилон. Ахурамазда мне помог. По воле Ахурамазды Виндафарна разбил вавилонян и захватил [их в плен]. Это было в 22-й день месяца варказана [ноябрь 521 г.], когда он захватил того Арху, который называл себя Навуходоносором, и людей, которые были его виднейшими приверженцами. Затем я распорядился, [чтобы] этот Арха и его виднейшие приверженцы были в Вавилоне посажены на кол ...» Бехистунская надпись.
После этого персы предприняли все усилия, чтобы максимально доходчиво довести до жителей Вавилона мысль о том, что бунтовать нехорошо. Воины не стали устраивать всеобщую резню после взятия Вавилона, вероятно, имея на этот счет указания Дария, но пограбили обывателей они всласть. В памяти горожан надолго осталось разграбление царских гробниц персидскими карателями, до нас эта память дошла в виде рассказанного Геродотом исторического анекдота о вскрытии гробницы царицы Нитокрис. Согласно другому рассказу Геродота, Дарий, захватив Вавилон, повелел казнить три тысячи его жителей из числа наиболее богатых и знатных и разрушить городские стены. Археологические раскопки частично подтвердили эти сведения, в конце VIв. до н.э. внешняя стена города действительно была демонтирована. Правда, свои мощные внутренние стены Вавилон сохранил, они неоднократно упоминаются в документах более позднего времени. После повторного восстания Дарий больше не доверял вавилонянам и особенно халдеям, тайная служба империи взяла Вавилонию под особый надзор, ее наводнили шпионы, ищущие неблагонадежных среди населения.
Разгневанный царь царей даже намеревался лишить Вавилон символа и покровителя его государственности, забрать из храма Эсагила золотую статую бога Бэла и увезти ее в Персию. Но впоследствии он сменил гнев на милость и принял титул царя Вавилона, который сохранил видимость некоторой автономии в составе империи. Впрочем, идиллия времен Кира Великого уже не возвратилась, персидский царь демонстративно пренебрегал религией Вавилона и не участвовал в традиционных обрядах, не желая признавать никаких богов, кроме Ахурамазды. Виной тому был не религиозный фанатизм Дария, в случае необходимости он о религии легко забывал, а изменившееся «де факто» положение Вавилона в структуре империи. В ходе проводимых Дарием административных преобразований империи, Вавилония и Ассирия вошли в IX сатрапию и были обязаны ежегодно выплачивать в качестве дани 1000 талантов (30,3 т) серебра и «поставлять» 500 мальчиков-евнухов. Заречье, с момента персидского завоевания входившее в состав Вавилонии чисто номинально, вместе с Кипром вошло в V сатрапию, официально лишившись зависимости от Вавилона.
После подавления второго вавилонского восстания по распоряжению Дария была проведена конфискация земель и собственности у многих его состоятельных граждан, вероятно, наиболее «засветившейся» во время мятежа. Часть этой земли и имущества стали наградой персидским аристократам, военным и чиновникам, сохранившим верность Дарию во время гражданской войны. Документы сообщают, что в это время лишился части своих земель «Торговый дом Эгиби», а часть имения владельцев этого торгового клана расположенного на канале Тупашу перешла в собственность персидского военачальника среднего звена. После этого все имение получило прозвище «Бит-раб-кацир», «кацир» (кицру) название подразделения вавилонской и ассирийской армии по своему значению приблизительно соответствующее полку, так что «Бит-раб-кацир» - «Дом полковника». Это было только началом проблем одного из крупнейших вавилонских торговых домов, по мере внедрения реформ Дария I в экономику Вавилонии его финансовое состояние неуклонно ухудшается. Отсутствуют документы о покупке новой недвижимости, которой ранее активно занимался «дом Эгиби», зато появляются свидетельства о появлении совладельца и о закладе рабов-ростовщиков. Последний документ, принадлежащий этому торговому дому, датирован 485 г. до н. э., после чего нет никаких упоминаний о нем, что свидетельствует о его разорении. Судьба «дома Эгиби» хорошо иллюстрирует изменения, происходящие в экономике Вавилона во время царствования Дария.
После завоевания Киром Великим Нововавилонского царства множество ранее депортированных иноземцев не пожелало возвращаться в родные края, они вполне неплохо устроились на новом месте жительства, а при поддержке персов и вовсе начали теснить коренных вавилонцев в торговом и банковском деле. Теперь эта тенденция получила дополнительный «толчок», способствующий деловому успеху лояльных персидским завоевателям граждан Вавилонии. Другая часть конфискованных у вавилонян земель стала наградой за службу местным наемникам, в зависимости от того, какую службу нес владелец, земли эти наделы получили название "дом лука", "дом коня", "дом колесницы". При вербовке наемников персы не делали различий между вавилонянами и потомками депортированных иноземцев, они скорее даже предпочитали последних, не слишком доверяя коренным жителям. Очень быстро «держание» этих земель стало выгодным бизнесом, когда их хозяева не служили сами, а вместо этого платили установленные законом отступные или выставляли вместо себя полностью экипированных наемников соответствующей профессии.
После подавления второго восстания жизнь вавилонян заметно усложнилась. О судьбах некоторых жителей Вавилона, о начале конца великого города и о том, как персы взяли Вавилон в изложении Геродота – в следующей статье, посвященной величайшему городу древности.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"
«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев
«История. Книга третья. Талия» Геродот
"История Персидской империи" Альберт Олмстед
«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский
Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Хроника гражданской войны":
Первая смута в Империи Ахеменидов
Маги – вдохновители и идеологи гражданской войны в Персии
Царь ненастоящий!
Убийство Бардии-Гауматы и его исполнители
Дарий - спаситель империи Ахеменидов
Мятежный Вавилон
Начало гражданской войны в империи Ахеменидов
Война на окраинах и в центре империи Ахеменидов
Равновесие в гражданской войне
Победа Дария I в гражданской войне
Окончание гражданской войны. Зачистка