Перед вами статья редактора американской кинокомпании, который описывает наиболее распространённые ошибки в сценариях. Статья полезная, однако я посчитал нужным прокомментировать некоторые пункты. В статье есть некая статистика, которую тоже стоит прокомментировать. Согласно моим наблюдениям, из 100 произвольно взятых сценариев, например, присланных на какой-либо конкурс, лишь 3% в достаточной мере отвечают всем требованиям и могут нуждаться лишь в незначительной доработке. 10% могут быть интересны и имеют потенциал, но требуют значительной доработки. Остальные сценарии либо не являются таковыми, либо содержат огромное количество ошибок, либо не отвечают запросу. Это реальная статистика, которая в зависимости от конкретной ситуации может двигаться на полпроцента в ту или иную сторону. Мои комментарии будут даны жирным курсивом. Итак, собственно статья:
38 самых распространённых проблем в сценариях на основе анализа 300+ текстов
Специальные сценарии - это большая часть индустрии, благодаря которой делаются фильмы и телешоу. Но написать сценарий "не под заказ", который продастся, очень сложно. У этих сценариев нет покупателя, а это значит, что вам никто не заплатит за их написание. Поэтому, если вы решили написать специальный сценарий в надежде продать его или использовать в качестве визитной карточки для получения работы, вы должны произвести большое впечатление. А это значит - поразить человека, который читает ваш сценарий, - редактора. /Специальные сценарии — имеются в виду Спек сценарии — сценарии, написанные не на заказ, а по велению души автора. В российском кинопроизводстве такой термин не используется./
Профессиональные редакторы читают стопки сценариев каждую неделю, и они могут выявить неоригинальный или неработающий сценарий по первым страницам. Редакторы хотят найти оригинальный сценарий, который выделяется среди остальных. Они хотят рекомендовать ваш сценарий. Вы просто должны помочь им, написав отличный сценарий. И это начинается с изучения самых распространенных проблем, с которыми читатели сценариев сталкиваются постоянно. /Оригинальность сценария понятие очень относительное, субъективное и зависит от профессионализма и кругозора редактора. В моей практике были случаи, когда сюжет отклонялся одной студией и покупался другой, хотя в обоих случаях соответствовал запросу. Знаю случай, когда редактор одной кинокомпании браковал все сценарии, в которых главный герой не менялся по ходу сюжета. В первую очередь редактор проверяет сюжет на соответствие запросам своей кинокомпании, во вторую очередь — насколько сюжет грамотен. Кинокомпания может купить заявку, идею, сюжет, но не сам сценарий./
Вот 38 наиболее распространённых сюжетных проблем, с которыми сталкиваются редакторы в специальных сценариях. Вы можете избежать их, чтобы ваш сценарий имел больше шансов попасть в руки людей, которые принимают решения.
Как было проверено 300 сценариев
Анонимный голливудский редактор "Алекс" прочитал 300 сценариев для пяти разных компаний. Он собрал свои заметки и создал инфографику сценарных ошибок. Вот как разделились рейтинги 300 киносценариев:
2,6% – "рекомендую"
29% – "подумать" /29% для «подумать» — очень много, обычно не более 10%/
66% - "отклонить"
По словам Алекса, примерно 2,6 % из 300 сценариев получили "рекомендую". Это означает, что редактор сказал своим боссам, что сценарий был выдающимся и должен быть приобретен и спродюсирован. Рекомендованные сценарии очень трудно найти в индустрии. Большинство редакторов только несколько раз за карьеру находят такие работы. /Последнее предложение звучит очень странно, учитывая огромное количество сценарных конкурсов в США, в которых есть шорт лист, определённо достойный внимания, а также количество производимой в Голливуде кинопродукции. Видимо, редакторов в США немногим меньше, чем сценаристов, ничем иным этот пассаж не объяснить./
29% сценариев были определены в категорию "подумать", что на самом деле является довольно высоким средним показателем. Такой рейтинг означает, что по сути, и у автора, и у сценария есть некоторые многообещающие элементы для рассмотрения, но сценарий ещё не готов. Однако потенциал очень высок.
66% сценариев были отклонены. Обычно эта категория набирает до 90% от общего числа сценариев. Либо история была плохой, либо написание было слабым, либо сама концепция просто не подходила компании. Если вы хотите избежать получения такого рейтинга, список проблем поможет найти наиболее распространённые ошибки в сценариях.
В этом списке есть самая распространённая проблема (№1) и самая маленькая (№38). Надеюсь, это поможет вам выявить некоторые из этих своих ошибок, чтобы вы могли повысить свои шансы на оценку "рекомендую" при следующей отправке своего сценария.
1. История в сценарии начинается слишком поздно (69 сценариев)
Сценарий долго разгоняется и обычно до середины сценария не происходит ничего интересного.
2. Сцены лишены значимого конфликта (57 сценариев)
Персонажи в сценах лишены целей. События, которые происходят лишены значимости для общего сюжета, так зачем нужны эти сцены?
3. Сценарий слишком шаблонный (53 сценария)
Волшебная формула написания сценариев лишь вредит истории. /Вообще непонятно о чём речь. Любой грамотно структурированный бред уже достоин экранизации и история американского кино лишь подтверждает это. Вспомните достойные образчики такого грамотного бреда: «Король пердунов», «Гром в штанах», «Тупой ещё тупее». «Гром в штанах» — вообще шедевр. Не понимаю, как грамотно выстроенная структура может навредить хорошей истории./
4. История слишком пустая (53 сценария)
Из 100 страниц сценария лишь 20 относятся к основной истории.
5. Злодеи мультяшны, делают зло ради зла (51 сценарий)
Большинство злодеев в сценариях предпочитают длинные диалоги и лишь выполняют свою функцию ради того, чтобы навредить герою. В них нет индивидуальности, либо истинной причины так себя вести.
6. Логику персонажа сложно понять (47 сценариев)
Часто поступки персонажа не соответствуют его логике. Сложно понять кто он и чего хочет. Либо он не управляет сюжетом, а лишь реагирует на обстоятельства.
7. Картонные женские персонажи (46 сценариев)
Женский персонаж появляется в жизни главного героя, но выполняет лишь функцию подруги/жены и обычно умирает в конце второго акта. /Существует определённый тип второстепенных персонажей под условными названиями «Друг героя» или «Соратник героя», которые предназначены именно для выполнения этих функций, о которых говорит редактор. Возможно, он имеет в виду неграмотное применение этих шаблонов./
8. Повествование попадает в шаблон (45 сценариев)
Конфликт не нарастает на протяжении всего сценария /Конфликт обязан нарастать в триллере, в фильме-катастрофе, в боевике, но есть определённая категория фильмов, где конфликт не обязан нарастать, либо это происходит неочевидным образом. Например: «Осенний марафон», «Трудности перевода», большинство детективов и мелодрам./
9. Конфликт несущественный, либо слишком резкий (44 сценария)
Конфликт происходит, тут же разрешается и снова продолжается обыденное повествование /Непонятно о чём речь. Локальные конфликты обязаны быть, уместнее говорить о проблемах драматургического конфликта, то есть, стержневого конфликта всего сюжета./
10. Главный герой - типичный (39 сценариев)
В триллере или детективе - гениальный полицейский, который переживает тяжёлый момент в своей жизни, в комедии - неудачник, в экшне - крутой парень с фирменными фразочками /Очевидно, что редактору не нравится жанровое кино с его законами построения сюжета, видимо он искал нечто особенное./
11. Сценарий отдает предпочтение стилю, а не содержанию (35 сценариев)
Автор выполняет необходимые требования жанра, но никогда не копает глубже /Жанровое кино оно именно такое, там не надо копать глубоко, важно лишь соблюсти законы жанра./
12. Финал обрывается (35 сценариев)
Такое ощущение, что последние 10 страниц вырезали. Концовка может давать намёки на продолжение, но все сюжетные линии должны быть закончены
13. Все персонажи - стереотипы (34 сценария)
Нет оригинальных и интересных персонажей /Перевожу на русский язык: персонажи недостаточно раскрыты. Обычно это происходит потому, что автор не удосужился описать характеры главных действующих лиц и плохо понимает, кто они вообще такие. В сценариях начинающих авторов частенько встречаются главные герои лет 20ти, которые живут в трёшке в центре Москвы, ездят на своей машине, при этом не работают, не учатся, а какой-либо информации о родителях и родственниках в сценарии вообще нет. Возникает закономерный вопрос: откуда у них всё это? На что они живут?/
14. Сценарий беспорядочный (31 сценарий)
Беспорядок и сложность - не синонимы
15. Сценарий проваливается в третьем акте (30 сценариев)
Начинается совершенно другая история, или автор теряет нити повествования
16. Сценарий оставляет вопросы без ответов (29 сценариев)
Слишком много "почему" и "как так случилось" остаются без ответа
17. История представляет собой цепочку несвязанных последовательностей (29 сценариев)
Зарисовки, сцены, персонажи не связанные между собой общим сюжетом
18. Сюжет раскрывается через удачные совпадения (28 сценариев)
В нужный момент в нужное время герою приходят на помощь или случается что-то хорошее. Случайные неприятности - хорошо для сценария, а вот удачные обстоятельства - нет.
19. Сценарий тонально запутан (28 сценариев)
Драматические моменты могут разрешаться комедийными способами и выбивать из жанра, и т.д. /Непонятно о чём речь. Современное кино — это смесь жанров и ничего плохого в этом нет. Если речь о жанровых поделках, то это существенный пробел, согласен, но в предыдущих комментариях было очевидно, что редактор ищет что-то особенное, но никак не жанровое./
20. Сценарий лишён эмоций (27 сценариев)
Герои не реагируют на драматические ситуации. Одинаково выносят любые удары судьбы, даже когда умирают
21. Главный герой не так силен, как нужно (24 сценария)
Герой просто не справляется с задачей /Герой может достигать своей цели, а может и не достигать, в этом и есть основная интрига любого сюжета. Так в чём проблема, редактор?/
22. Предпосылка - это неудачное оправдание для действий (22 сценария)
Герою подстраивают ситуацию, чтобы он оказался в нужном для автора месте /Не понял. А как по-правильному это должно происходить?/
23. Предыстории персонажей неуместны/бесполезны (21 сценарий)
Слишком много лишней информации, которая не влияет на сюжет, либо арку персонажа
24. Сверхъестественный элемент слишком непонятен (21 сценарий)
Правила сверхъестественного должны быть просты и понятны, но обычно читателя ставят перед фактом, что, что-то происходит.
25. Места затишья затягивают сюжет (19 сценариев)
Сюжет затягивается, когда в сценах ничего не происходит
26. Концовка - deus ex machina (19 сценариев)
Неожиданно ситуация разрешается самым удачным образом, потому что автор так захотел
27. Персонажи неотличимы друг от друга (19 сценариев)
Они одинаково разговаривают, любят одно и тоже, поступают похожими способами
28. История не вызывает эмоций (17 сценариев)
В истории не происходит ничего интересного. Автор игнорирует главную заповедь кино: "Развлекай!" /Очень субъективный фактор/
29. Диалог плохой, перенасыщенный, с клише из снятых фильмов (16 сценариев)
Герои разговаривают вариациями реплик Сталлоне или гангстеров из старых фильмов
30. Сценарий-халтура (15 сценариев)
Ничего плохого, но и ничего особенного. Будто, дешёвые детективы в мягкой обложке /80% американских фильмов именно так и выглядят/
31. Драма / конфликт рассказывается, но не показывается (14 сценариев)
Два персонажа говорят о том, что сделал третий. В представлении автора назвать персонажа "крутым", значит действительно задать ему такую характеристику.
32. Классный сеттинг не используется (13 сценариев)
Автор задаёт уникальный и интересный мир, но никогда его не использует для раскрытия героев или истории
33. Преувеличенные эмоции (13 сценариев)
Чистая механика, за персонажей решают как они должны реагировать.
34. Диалог прямолинейный и излишне многословный (12 сценариев)
Это вредит сюжету. За тонной слов незаметны сюжетные точки
35. Эмоциональным элементом пренебрегают (11 сценариев)
Сценарий превращается в мелодраму /Непонятно о чём речь/
36. Сценарий - это путешествие эго автора (10 сценариев)
Много ремарок, заметок куда поставить камеру, какую музыку включить и тд.
37. Сценарий делает отсылку, но не обыгрывает её (7 сценариев)
Это может быть обычное упоминание поп-культуры, просто ради упоминания /Упоминание чего-либо никак не может навредить истории и может быть вычеркнуто в любой момент времени. Это абсолютно неконструктивное замечание./
38. Тема затмевает историю (5 сценариев)
Сам посыл истории интереснее, чем события сюжета
Надеемся с этой информацией ваша история станет сильней!