Я уже немного успела запомнить жён наших императоров, просмотрела много портретов, читала их биографии. Многих императриц я запомнила по их портретам в молодости и только Мария Фёдоровна ассоциируется с возрастным портретом Джорджа Доу.
Слегка поджатые губы и цепкий взгляд. Теперь она не отвергнутая жена, а глава большой семьи. И всё в её образе подчеркивает это. Больше она не восковая принцесса, а чугунная императрица. Многое в её жизни поменялось, но любовь к Павловску сохранилась и после смерти Павла. Там Мария Фёдоровна продолжила проводить лето. Однако, жить в старых общих комнатах не смогла и организовала себе на первом этаже новые жилые покои. Это моя версия, а может всё дело в удобстве расположения комнат рядом с садом.
В 1803 году в Большом дворце Павловска — выдающемся творении Ч. Камерона и В. Бренны — из-за неисправности дымоходов случился пожар.
Всего 7 комнат, про три первые комнаты я уже рассказывала (ссылку оставлю в конце статьи), а сегодня давайте поближе рассмотрим Кабинет «Фонарик», который стал для Марии Фёдоровны не только любимым рабочим кабинетом, но и картинной галереей с библиотекой.
Восстанавливать дворец было поручено Андрею Воронихину, создателю Казанского собора.
В 1807 году Воронихин создал одно из лучших своих произведений — кабинет «Фонарик», интерьер с застеклённой полуротондой, выходящей в «собственный садик».
Окно-эркер - настоящее чудо, от которого глаз не отвести! Так и хочется рассмотреть детали. А раз уж мы заговорили про детали, то заодно и пополним наш словарик архитектурных терминов.
Давайте рассмотрим колонны, которые представляют ионический ордер.
Характерной чертой ионического ордера является Капитель (верхняя часть), которая дополнена двумя симметрично расположенными завитками — волютами.
У эркера кессонированный свод с лепными розетками, которые были сделаны Воронихином в виде ромашек.
Кессо́н (фр. caisson — ящик, от итал. cassetta — ящичек) — углубление квадратной, прямоугольной или иной формы на поверхности свода, купола, плафона (плоского потолка) или на внутренней поверхности арки — интрадосе.
Две статуи по бокам, которые поддерживают свод называются кариатидами.
Кариати́да (греч. Καρυάτιδες, от греч. Καρυάτις — каштановая, или карийская) — статуя, изображающая задрапированную женскую фигуру в качестве опоры. В древнегреческой мифологии Кариатида (Каштановая) — эпитет богини лесов и охоты Артемиды.
Вроде две скромные статуи, но в императорском дворце не может быть простых или случайных вещей. Например, эти кариатиды создал один из создателей Богини Ники с Дворцовой площади - Василий Иванович Демут-Малиновский.
На низких мраморных шкафах, друг против друга стоят бюсты невестки (императрицы Александры Федоровны) и сына Александра Первого. Над бюстом в центре расположена картина Аньоло Бронзино "Мадонна с младенцем и маленьким св. Иоанном Крестителем"
Над бюстом Александра в центре находится «Мадонна с младенцем, Святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем» .
Всего в кабинете находятся примерно 40 картин западноевропейских художников 16 – 17 веков. Большую часть картин выбирала и покупала сама Мария Фёдоровна.
Эти две девушки на камине - античные масляные лампы, а рядом с ними канделябры. Столько в этом кабинете удивительных вещей!
#путешествия #санкт-петербург #достопримечательности #павловск
На сайте Павловского дворца написано, что стол-бюро работы Л. Рёнтгена. Я знаю только Давида Рёнтгена. Интересно, это Л. - родственник или опечатка?
Жаль, что нельзя подойти поближе к стеклянному столику. Когда на него попадает солнечный, там появляется рисунок. Вот, сразу после поездки не записала, а теперь не помню какой. Вроде бы подсолнух.
Начало рассказа про покои Марии Фёдоровны тут
Все статьи про прогулки по Петербургу по тегу #hellengeo_петербург