Григорьев Константин Константинович (1937-2007)
Учился в школе-студии при Театре имени Ленсовета, где позже играл в спектаклях. Затем в другом ленинградском театре имени В. Ф. Комиссаржевской.
Позже перебрался в Москву, в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Состоял в труппе МХАТа (1981 - 1987) и МХТ им. А.Чехова (1987 - 1989).
Снялся в тридцати фильмах и телеспектаклях. Озвучил один фильм. Написал сценарий к фильму "Кому я должен - всем прощаю".
На экране актер воплощал образы самого широкого диапазона. Людей, сильных, с твердым, нередко взрывным характером, интеллигентов и военных, преступников и сыщиков.
Невероятное обаяние, внутренняя сила, прямолинейность и через мгновение поразительная гибкость, все это отличало Константина Григорьева, как никого другого.
Дебют в кинематографе состоялся в 1964-м году в фильме Льва Цуцульковского "Я — шофёр такси", но картина, попала в неудачное время смещения Н. С. Хрущева, в прокат не вышла и с формулировкой "за клевету на советский строй" была буквально уничтожена,
Первое появление на экране у Григорьева состоялось в фильме "Война под крышами" (1967) режиссера Виктора Турова. Он играет командира взвода Никиту Пинчука, который в самом начале фильма попал в колонну пленных, которую вели немцы, но смог сбежать и помог вырваться раненому товарищу.
Далее следует роль второго плана в фильме Георгия Владова "Разгон" (1967) по пьесе Захара Аграненко "Шестьдесят часов".
В 1968-м году в фильме Игоря Добролюбова "Шаги по земле" у Григорьева роль жестокого немецкого офицера, который по воспоминаниям одного из главных героев фильма всеми правдами и неправдами пытался заставить советского профессора Нечаева, рассказать, где находятся рукописи с научными доказательствами, опровергающими утверждение о превосходстве немецкой нации.
1969 год. У Григорьева съемки в продолжении фильма Виктора Турова "Война под крышами" под названием "Сыновья уходят в бой" снятого тем же режиссером. На этот раз персонажу Григорьева Никите Пинчуку отводится гораздо больше экранного времени, он активно партизанит, а в конце фильма, спасая отряд, отбиваясь в одиночку, уводит врагов в сторону и попадает в окружение.
В самом начале 70-х у актера немного работы в кино, строго по одному проекту в год. Григорьев ограничивается небольшими, эпизодическими ролями: в телеспектакле "Куда плывут облака" (1970), в фильме "Ночь на 14-й параллели"(1971) и в кинокартине "Двенадцать месяцев" (1972).
В популярном у зрителей приключенческом фильме "Земля Санникова" (1973) режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова, у Григорьева эпизодическая роль морского офицера, присутствующего в трактире при заключении пари между главными героями истории.
В том же году в телеспектакле Геннадия Павлова "Разные люди" Григорьев под гитару исполняет песню "Атланты".
Затем съемки в телеспектакле "Твоя юность" Алексея Говорухо.
После небольшого перерыва в работе в 1975-м году следует роль узника концлагеря Заксенхаузен в кинокартине "Родины солдат", режиссера Юрия Чулюкина, рассказывающего о скитаниях по лагерям смерти генерала Карбышева.
В том же 1975-м году, Константин Константинович снимается у режиссера, который его очень ценил. У Никиты Михалкова в мелодраме времен Гражданской войны "Раба любви" в роли капитана Николая Николаевича Федотова, начальника контрразведки. В фильме причудливым образом переплетаются съемки пока еще немого кино в Крыму, и противоборство красного подполья с властями города.
Конец 70-х - начало 80-х самое плодотворное время для Григорьева. Он довольно много снимается и зачастую, играет главные роли.
1977 год. У Григорьева большая роль в популярном детективе о временах НЭПа "Трактир на Пятницкой" Александра Файнциммера. На этот раз Константин Константинович предстает перед зрителями в образе жестокого главаря банды Игоря Рыбина по кличке Серый.
Обычно актерам с врожденной интеллигентностью очень трудно перевоплотиться в малообразованного головореза пусть и с лидерскими качествами. но Григорьеву это удалось.
Диалог "Серого" с "Французом".
- Откуда ты все знаешь?
- У меня способности к аналитическому мышлению.
- Угу.
- Я знаком с Эдгаром По, Плевако, Конан Дойлем, Кони...
- Деловые? В законе?
- В общем, да.
За этим фильмом сразу следует другой, "Транссибирский экспресс"(1977) режиссера Эльдора Уразбаева, где Григорьев играет журналиста Шнайдера, пассажира экспресса, где планируется убийство, едущего в Москву на деловые переговоры японского коммерсанта господина Сайто. Именно Шнайдер руководит операцией по убийству японца, Чекистам предстоит помешать совершиться преступлению, направленному на подрыв зарождающихся советско-японских торговых отношений. Этот фильм является частью тетралогии о чекисте Чадьярове и его очередном задании.
В телесериале "Хождение по мукам" (1974-1977) Василия Ордынского у Григорьева роль матроса Чугая, делегата-красноармейца, приехавшего к Махно, чтобы склонить его к совместному с Красной армией выступлению против петлюровцев.
В 1978-м году Григорьев играет геолога Гурьева в четырехсерийной саге Андрея Кончаловского "Сибириада". На экране серия за серией мелькает жизнь несколько поколений сибиряков из села Елань. Основными действующими лицами фильма были семейства Соломиных и Устюжаниных.
В следующем году Григорьев принимает участие в экранизации режиссером Сергеем Тарасовым сразу нескольких произведений известного писателя Владимира Санина под общим названием "Антарктическая повесть". У него главная роль, начальника смены зимовщиков на полярной станции Новолазаревская в Антарктиде Сергея Семенова. В силу разных причин, полярники вынуждены зимовать второй год подряд, что создает им массу сложностей. В экстремальных условиях по-разному проявляются основные человеческие качества зимовщиков.
В фильме Владимира Любомудрова "Ищи ветра…" (1979) Григорьев играет главную роль комиссара по имени Павел. Фильм повествует о спасении от гибели ценной породы лошадей во время Гражданской войны. Действие происходит в далекой уральской степи, где идет противостояние красных, белых и бандитов. Драматизма картине добавляет пронзительная сцена, где белогвардейцы гонят пеших красных как скот, периодически выбирая очередную жертву, которой суждено быть зарубленой саблями. Только комиссар Павел, просит остальных, остановиться и принять смерть достойно, не получая при поддержки от остальных. Тем не менее именно ему удается остаться в живых и, вероятно, это не случайно.
В драме Родиона Нахапетова "Не стреляйте в белых лебедей" (1980) у Григорьева лишь эпизод. Роль пассажира в купе, который философствует о жизни и о прогрессе, когда главный герой фильма Егор Полушкин едет за лебедями.
В 1981-м году Григорьев снимается в маленькой роли в многосерийной фильме "Люди на болоте" своего старого знакомого режиссера Виктора Турова.
Зато следующий фильм актера вошел в число его лучших работ.
В том же 1981-м году мастер исторического кино Сергей Тарасов снимает трехсерийный телефильм "Чёрный треугольник" о крупнейшем преступлении времен Октябрьской революции, краже драгоценностей из Патриаршей ризницы Московского Кремля. Режиссер недавно работавший с Константином Константиновичем, снова пригласил его в свой фильм. Роль у Григорьева центральная в этом расследовании. Леонид Борисович Косачевский, заместитель председателя Московской милиции, непосредственно занимается поисками преступников. Дело сложное, а кадры у него в подчинении самые разные, от моряка-балтийца до бывшего начальника Московской сыскной полиции.
Очередная экранизация любимого детьми всего мира романа Р. Л. Стивенсона о приключениях Джима Хокинса "Остров сокровищ" (1982), воплощенная режиссером Владимиром Воробьевым, не обошлась без Константина Григорьева. В этом трехсерийном фильме у него ответственная роль капитана Смоллета, без которого само плавание на остров было бы невозможно. Капитан у Григорьева получился строгий и прямолинейный, совсем как в книге.
В экранизации знаменитой повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" (1982) режиссера Игоря Масленникова, где так интересно рассказывает за кадром Алла Демидова у Григорьева всего лишь эпизод. Он аристократ, офицер-конногвардеец Нарумов.
В 1983-м году у Григорьева съемки сразу в трех фильмах.
Фильм Александра Павловского "Зелёный фургон" и еще одна роль, за которую зрители любят Константина Константиновича. За аббревиатурой товарищ "НачОперОт", скрывается суровый революционер, которого партия направила на борьбу с бандитизмом. В Одессе времен Гражданской войны, это невероятная по сложности задача.
Двухсерийный телефильм "Хозяйка детского дома" режиссера Валерия Кремнева рассказывает о директоре детского Александре Ванеевой. У Григорьева роль ее старого друга Семёна Потапова, который, в конце концов, делает ей предложение выйти за него замуж и переехать в другой город, забрав и приемного сына, которого воспитывает женщина. Перед ней открываются другие перспективы, в частности, более оплачиваемая работа. Но призвание перевешивает все доводы ее поклонника, она никуда не уйдет из своего детского дома, который давно стал ей родным.
И последний из трех фильмов этого года называется "Шурочка" режиссера Иосифа Хейфица. Константин Константинович предстает в образе царского офицера, единственного друга главного героя Георгия Ромашова, Василия Нилыча Назанского. Это очередной философствующий персонаж, только на этот раз в офицерской шинели. Ему не стыдно прочитать своему юному другу письмо от своей единственной любви, отвергнувшей его, желая в который раз пережить весь трагизм ситуации.
В начале 1984-го года с актером случилась трагедия. Возле Дома актера результате нападения неизвестных, Константин Григорьев получил травму головы, поставившую крест на его карьере. Несмотря на несколько перенесенных им операций, он так до смог восстановиться полностью.
Два фильма, в которых он успел отсняться, вышли в том же году осенью.
Фильм "Кто сильнее его" Автандила Квирикашвили рассказывает о знахаре Буймо, которого играет Григорьев. Народный целитель едва не пострадал от невежества своих земляков марийцев, обвиняющих его в неурожае, а основной сюжет фильма, время Гражданской войны и противостояние белых и красных в Йошкар-Оле и ее окрестностях.
1984 год. Фильм "Лев Толстой". Мэтр советского кинематографа Сергей Герасимов снимает свой последний фильм о последних годах жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, роль которого исполняет сам. У Григорьева снова небольшая роль и как и в нескольких предыдущих фильмах непосредственно связана с железной дорогой. Его герой, купец Николай, попутчик писателя, рассказывающий, как и другие пассажиры, собственную историю, в данном случае про своего сына, которого он выгнал из дома.
Роль, по понятным причинам, была озвучена другим актером.
В 1991-м году, известный актер Александр Соловьев, взялся за съемки своего дебютного в качестве режиссера фильма "По Таганке ходят танки" и пригласил Константина Григорьева на роль, которую тому было по силу сыграть, учитывая состояние здоровья актера. На экране Григорьев, в своей последней в кинокарьере роли воплощает образ Петра Яковлевича Кравченко, пациента психиатрической лечебницы, шизофреника по прозвищу Миклухо-Маклай, который, по утверждению одного из пациентов, зарубил свою жену топором.
Других киноработ у Константина Григорьева не было.
Стоит сказать отдельно, что актер писал стихи, рассказы, пьесы, отлично играл на гитаре и хорошо владеть кистью, как рисовальщик.
Он оставил после себя тот замечательный неповторимый образ, щедро наделенного талантами русского актера, которым не перестают восхищаться зрители.
Это был замечательный Артист и мы всегда будем помнить его.
Спасибо за внимание.
Другие публикации из этой рубрики: