Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В начале ноября, рассматривая новый законопроект об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, партия "Миллий тикланиш" предложила полностью запретить в Узбекистане электронные сигареты.
"Мы будем голосовать против принятия этого закона, если в законопроект не войдет ограничение на строгий запрет электронных сигарет", – заявил тогда лидер политической партии Алишер Кадыров.
Директор департамента по юридическим и корпоративным вопросам компании "Бритиш Американ Тобакко Узбекистан" Кирилл Сташков назвал это непродуманным и поспешным заявлением. Эксперт считает, что, решая проблемы запретами, власти рискуют наступить на грабли, по которым уже прошлись другие страны. По его словам, возможный запрет скажется негативно, наполнив еще одной категорией продукции черный рынок, который не сможет гарантировать потребителям качество продукции, а государству – выплаты в бюджет.
По пути меньшего сопротивления
"Предлагая запретить электронные сигареты, господин Кадыров приводит пример 32 стран мира, где эта продукция под запретом. Экономист Юлий Юсупов логично возразил депутату, отметив, что существует еще более 170 стран, где такого запрета нет. К тому же, идти по пути наименьшего сопротивления весьма рискованно", – утверждает Сташков.
По мнению эксперта, запрет нисколько не решит проблему, напротив, это может привести к появлению нелегального рынка электронных сигарет, где будут продавать продукцию потребителям с завышенным уровнем никотина, вероятно, с содержанием опасных или даже наркотических веществ, электронные сигареты станут доступнее подросткам, с них естественно не будут уплачиваться акцизы и пошлины. Можно вспомнить опыт России, где после запрета на никотиновые пэки потребители стали приобретать продукцию на черном рынке, цена на которую выросла, спрос сохранился, но все доходы теперь уже пошли в карманы нелегальных продавцов.
Более разумное решение проблемы кроется в законодательном регулировании. К примеру, четкие правила оборота электронных сигарет задокументированы в странах Европейского Союза, Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Японии и других развитых странах.
"В Евросоюзе установили предельно допустимый уровень никотина в жидкости для электронных сигарет до 20 мг/мл. Также ограничивается реализация электронных сигарет несовершеннолетним. В России был принят Национальный стандарт, в котором прописаны требования к сырью, упаковке и маркировке жидкостей для электронных систем доставки никотина", – рассказывает эксперт.
Также в 79 государствах частично ограничивают использование электронных курительных систем путем запрета их применения в общественных местах, их рекламы, а также размещения предупреждений на упаковке. При этом, в 84 странах мира употребление электронных сигарет никак не регулируются и не ограничиваются.
"Стоит заметить, что в некоторых развитых государствах электронные сигареты даже рекомендуют как более безопасную альтернативу традиционным. Одной из таких стран является Великобритания. Она является одним из ведущих рынков электронных сигарет в мире, где проводится мониторинг распространенности курения и вейпинга среди населения", – отмечает Кирилл Сташков.
В последние годы в этой стране, действительно, разворачивается целая проэлектронная кампания, которая поддерживается на уровне чиновников от здравоохранения. Исследования ученых показали, что после появления электронных сигарет произошло значительное снижение распространенности курения в стране.
Исследователи утверждают, что при курении электронных сигарет человек не вдыхает опасные продукты горения – смолы и угарный газ, в которых кроется причина раковых заболеваний.
Исследования, проведенные в 2012 году в Италии, показали, что 13 из 40 участников, использовавших электронные сигареты в течение полугода, сократили потребление обычных сигарет наполовину, а 9 – смогли отказались от них полностью. В 2017 году вейпинг был принят в Новой Зеландии, как способ помочь курильщикам бросить курить.
"Следует отметить, что в США с 2007 года идет ужесточение оборота электронных сигарет. Чтобы начать продажи электронных сигарает на рынке США, нужно получить разрешение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), это трудо- время затратный процесс. Но получив такое разрешение, компания может не только продавать этот продукт, но и открыто продвигать его, как менее вредный способ доставки никотина по сравнению сравнению с сигаретами", – говорит представитель УзБАТ. К слову, в октябре этого года FDA признала продукцию марки Vuse более безопасной альтернативой табачным изделиям.
Эксперт отмечает, что серьезные меры по отношению к электронным курительным системам в США были приняты после нескольких случаев заболеваний и смертей, связанных с их употреблением.
"Есть закрытые и открытые курительные электронные системы. Устройство открытых систем предполагает, что жидкость для курения потребитель заправляет самостоятельно. Расследование этих резонансных случаев показало, что люди добавляли в курительную жидкость витамин E и тетрагидроканнабинол (основной психоактивный компонент каннабиса). Это приводило к повреждению легких, в том числе было зафиксировано несколько летальных случаев. Это сильно скомпрометировало электронные сигареты, хотя было связано скорее с особенностями применения устройств отдельными потребителями", – рассказывает эксперт.
На фоне этого FDA рекомендовала потребителям не изменять и не добавлять в продукты для вейпинга какие-либо вещества и другие масла, не приобретать жидкости для курения с улицы или из других незаконных каналов. Некоторые страны, в частности, Казахстан, обсуждают потенциальные ограничения на открытые системы, чтобы избежать подобного риска.
Но, пока цивилизованный мир постепенно проводит изучения, переходит на новые разработки, прилагает усилия по наведению порядка в данной сфере, Узбекистан сохраняет консервативную позицию – опасается всего нового и оценивая лишь негативную сторону. При этом каких-либо научных исследований в целях принятия обоснованного решения по этому вопросу не проводиться.
Кстати, страны, запретившие электронные сигареты, о которых говорил Алишер Кадыров – это Индия, Иран, Катар, Оман и Иордания, Дания, Норвегия, Уругвай, Аргентина, Панама, Бразилия, Мексика, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Ливаны. При этом, по словам эксперта, данная мера была принята этими государствами в то время, когда не было более современных технологий и исследований.
Учитывая потенциально негативный опыт обсуждения запрета некурительных табачных и никотиносодержащих изделий (табачного и бестабачного снюсов), мы рискуем пойти по этому же пути. Так, на узбекском рынке могут остаться только привычные сигареты и кустарный насвай, считает эксперт. Это отбросит страну в развитии рынка никотиносодержащей продукции к середине прошлого века.
Как показывает практика, к примеру, США или Великобритании, на рынке вполне спокойно могут уживаться разные категории продукции и позволять достигать целей по снижению вреда от табачной продукции. Не говоря уже про опыт скандинавских стран, в которых соотношение количества потребителей курительной и некурительной табачной продукции очень близко тому, что мы имеем в Узбекистане, с тем различием, что там употребляют промышленно произведенный снюс, а у нас, после возможного скорого запрета снюса – только кустарно произведенный насвай.
Запретить нельзя разрешить
Отвергая позицию сторонников запретительных мер, эксперт выдвигает свои предложения по регулированию рынка электронных сигарет. Оно должно включать в себя требования к качеству и безопасности продукции, правила порядка реализации и продвижения, а также порядок взимания и размер ставок акцизного налога.
"В первую очередь стоит установить предельно допустимый уровень никотина в жидкостях электронных сигарет на уровне не выше 20 мг/мл. При этом необходимо разработать эффективные методики определения соответствия этому уровню и механизмы контроля за его соблюдением. Как раз-таки этот фактор может стать ключевым для курильщиков при отказе от обычных сигарет в пользу электронных сигарет", – отмечает он.
Также, по его словам, следует обсудить ограничение использования открытых систем е-сигарет, которые разработаны таким способом, что потребитель может добавлять сторонние ингредиенты или смешивать курительную жидкость. Таким образом, если на рынке останутся только закрытые системы, полную ответственность за качество и безопасность продуктов должны будут нести производители и импортеры.
"В 2016 году Всемирная организация здравоохранения признала, что ароматизаторы являются важным фактором для курильщиков, которые ищут способ отказаться от табака. Поэтому нецелесообразно ограничивать их использование в электронных сигаретах. При этом мы поддерживаем правила, которые гарантируют, что ароматические ингредиенты в паровых продуктах не причинят вреда здоровью потребителей", – говорит Сташков.
Многие могут не согласиться и сказать, что именно аромадобавки делают электронные сигареты привлекательными для подростков. В Великобритании исследовали этот вопрос и пришли к выводу, что использование ароматизаторов в продуктах для вейпинга не вызывает тяги к электронным сигаретам среди молодых людей, не употреблявших ранее никотин. К слову, в этой стране курят именно ароматизированные е-сигареты, при этом регулярное употребление вейпов среди некурящей молодежи остается на очень низком уровне.
"Очевидно, стоит ограничить использование в электронных сигаретах опасных или токсичных для пользователя ингредиентов", – подчеркивает эксперт.
Идею запрета электронных сигарет, как и никпэков, чиновники аргументируют популярностью этих категорий среди подрастающего поколения. Однако, по словам специалиста, более разумно просто ограничить продажу этой продукции лицам, не достигшим 21-летнего возраста. Отнимать же право выбора у совершеннолетних потребителей нецелесообразно.
"Еще четыре месяца назад доля электронных сигарет на табачном рынке Ташкента составляла 3,5%. Сегодня она возросла до 10%. Индустрия стремительно развилась буквально за год. Эти десятки тысяч потребителей никуда не денутся. Они либо создадут спрос на черном рынке, который никто не сможет контролировать, либо просто вернутся к обычным сигаретам", – подчеркивает Сташков.
Электронные сигареты менее вредны, чем обычные, однако они не являются полностью безопасными. Активным веществом в жидкости для них является никотин и все риски, связанные с употреблением этого вещества, сохраняются. Поэтому необходимо выстроить порядок коммуникации с потребителями в виде предупреждений о вреде для здоровья. Они должны быть, например, текстовыми и занимать 30% места в упаковке, отмечает эксперт.
Также, по его мнению, учитывая потенциально сниженный вред электронных сигарет, продукция должна облагаться более низкой ставкой акцизного налога, чем табачные изделия.
Присоединяйтесь! Важные и актуальные события дня в нашей Телеге.