Добрый день! Эта публикация продолжает цикл про культуру Камбоджи эпохи Средневековья. Я уже рассказала про архитектурный комплекс Ангкор-Ват, его строительство и разрушение, а так же про главный храм Ангкор-Тхома - Байон. Кроме него, на территории Ангкор-Тхома, есть и другие интересные сооружения, с которыми я тоже хочу вас познакомить.
Начну с так называемой “террасы слонов”, потому что она является частью стены самого Ангкор-Тхома. Величественное и эффектное сооружение, украшенное изображениями этих животных, давало возможность королю наблюдать за парадом своих войск.
Терраса прокаженного короля так же часть Ангкор-Тхома, однако свое название получила по скульптуре XV в. Это статуя изображающая бога загробного мира Яму - Дхармараджу. Когда она была найдена, то цветовые пятна и мох на ней напоминали человека больного проказой. Кроме того, сыграла роль камбоджийская легенда о том, что правитель IX в. Ясоварман I, тот самый который основал столицу Ясодхарапур, страдал этой болезнью.
Есть предположение, что на платформе производилась кремация членов королевской семьи.
При Ясовармане I был построен храм Пном Бакхенг, посвященный богу Шиве. В то время он был главным во всем регионе Ангкор. Храм размещен на вершине холма, как и два других, созданных во время правления того же короля: Пном Кром и Пном Бок.
Пном Бакхенг символизирует гору Меру и состоит из семи уровней - небес. На каждом 12 башен. Всего их 5 больших и 104 меньших. Самая большая - ось - сама гора, а 108 - это четыре фазы Луны по 27 дней. Таким образом, храм - это календарь в камне, подобный, например, пирамиде Эль-Кастильо в Чичен Ице у индейцев майя. Любопытно, что одновременно можно увидеть только 33 башни - это количество ведических богов.
Храм Бафуон, построенный в XI в. при правителе Удаядитьявармане II, известен как самая большая трехмерная головоломка. Дело в том, что задуманная в XX в. грандиозная реконструкция памятника была прервана в 1970 г. революцией и режимом красных кхмеров. Но к этому времени он уже был разобран! Второй проект реставрации запустили только в 1996 г. и потратили 16 лет на то чтобы понять какой камушек куда подходит и как это собрать вместе. Когда я там была в 2010 году, головоломку еще не собрали.
Изначально храм был посвящен Шиве, но в XV в. преобразован в буддийский. На втором из трех ярусов располагалась статуя лежащего Будды размерами 9 х 70 м.
Храм Восточный Мебон создан еще раньше Бафуона - в X в. при короле Раджендравармане II. Он посвящен богу Шиве, а так же родителям правителя. Трехярусный храм украшен изображениями Индры на его слоне Айравате, а так же скульптурами слонов.
Забравшимся на верхний ярус, открывается вид на бескрайние просторы джунглей. Но когда-то все это было заполнено водой. У храма есть пристани к которым приплывали на лодке.
На одной оси север-юг с Восточным Мебоном находится храм Пра Руп, созданный при том же короле. Его название переводится как “поворот тела”. Дело в том, что во время похоронной службы по камбоджийской традиции прах поворачивали в разных направлениях.
Храм посвящен Шиве, но кроме его изображения там были статуи бога Вишну и богинь Умы и Лакшми.
Еще один храм X в. Прасат Краван. Он находится недалеко от искусственного озера Срах Сранг (из песни слов не выкинешь), что значит “Королевская баня”. Это сооружение с пятью башнями светложелтого цвета посвящено богу Вишну и украшено его изображениями с супругой Лакшми и ездовой вакханой Гарудой.
Для следующей публикации я приберегла самые загадочные храмы Ангкор-Тхома.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Статьи по средневековой Индии можно почитать на моем канале. Начало здесь
Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала