Долго я ворочалась ночью, не могла уснуть от празднования понаехавших в деревню отдыхающих. Лежала, а сама ворчала, как старая бабка: «Вот, приехали в деревню, так ведите себя прилично! Людям спать надо ночью. А вы тут со своим уставом в чужой монастырь». Потом мелькнуло в голове, что сама бы год назад не подумала, что кому-то ночью спать мешаю, когда праздник какой отмечала. И на дачу с друзьями так же ездила в ближайшую деревню от Москвы. И так же веселилась до утра.
Что-то я слишком близко к сердцу принимаю изменения, которые происходят в деревне. А ведь еще неделю назад меня она не волновала. Надо бы разобраться со своими тараканами. С такими мыслями я погрузилась в сон.
И только вроде заснула, как услышала стук в окошко. В доме еще темно, видно, что рассвет только начался. Ну и кому в голову пришло ни свет ни заря меня будить?
Я накинула халат и выглянула в окно, а там дед Михей. Ой, я совсем забыла, что мы договорились на утреннюю рыбалку! Выскочила во двор, пригласила соседа зайти. Но он понял, что я еще не готова и дал мне десять минут на сборы.
- Теплей одевайся, да сапоги резиновые не забудь. Сыро еще, по росе пойдём. И на голову что-нибудь надень, солнце скоро шпарить будет, вон небо ясное. Удочки я приготовил, прикорм, червей - всё взял. Тебе только собраться. Жду тебя у себя во дворе.
Сосед дал инструкции, а сам ушел по проторенной дорожке в огороде к себе домой. Я мигом привела себя в порядок, оделась, как велел мастер, и в предвкушении от радостного дня, полетела к нему во двор.
У нас в Малом Острове на рыбалку далеко идти не надо. Перешел через дорогу и вот она - река Серпушка. Напротив каждого двора раньше свой сход был и свои мостки, которые в деревне называли «плотик». На нём хозяйки бельё полоскали, ребятишки летом купались, а мужики поутру с удочкой сидели.
Тут же у многих на берегу и лодки лежали кверху пузом, а на специальных рогатинах сохли рыболовные сети. Сейчас почти все сходы травой поросли, а из мостков только у деда Михея живой плотик остался. Вот к нему мы и спускались.
Нужно отметить, что в самой деревне не настоящая Серпушка протекала, а одна из её стариц. Петляет Серпушка по полям да между лесов, иной раз по старому руслу пойдёт, а иной раз и не заглядывает к себе на старицы по многу лет. Но дед Михей сказал, что в прошлом году река хорошо разлилась и рыба в старице обновилась. Зашел лещ и окунь, а то только карасики были.
Рыбачить на удочку на старице куда проще, чем в полноводной реке течения нет, за поплавком легче уследить. Как раз для новичка самое то.
Плотик деда Михея был старенький, но крепкий. Сразу делан был добротно из толстых досок и брёвен. От берега уходил он метра на четыре к середине реки. Берега заросли камышом и осокой. Несколько поваленных берёз образовали небольшой залив. Здесь, как сказал рыбак, лучше всего рыбачить. Для мальков тепло, корма хватает. И караси не боятся хищников, которым нужен простор для охоты.
В этом месте каждое утро дед и рыбачит. Но сперва рыбу прикармливает. Щедрой рукой дед Михей раскидал прикормку возле плотика, при этом стараясь не шуметь. Говорил шепотом, передвигался на цыпочках. Жестом показал, чтобы и я тихо себя вела. А я и не возражала. Помню, что на рыбалке шуметь не положено.
Удочки у Михея было простые, никаких спинингов, блёсен и других особых примочек не было. Рыбак раскрутил свою удочку, и дал мне вторую. «Учись сразу сама» шепнул он. Я с такими удочками уже сталкивалась в детстве, ходили с дедом на рыбалку. Больше всего времени у меня заняло насаживание червяка на крючок. Мне было и противно держать скользкого извивающегося червяка в пальцах, и жалко на крючок его насаживать. Но и с этим заданием я справилась.
Дед Михей отрегулировал поплавок. Первый раз закинул удочку сам, и подал её мне в руки.
Я стояла на краю плотика, крепко держала старенькую удочку в руках и боялась даже дышать. Всё моё внимание было обращено на маленький поплавок, мерно качающийся на воде. Пока не было клёва, я начала вспоминала, как ходила на рыбалку в детстве.
Помню, как я с восторгом слушала рыбацкие байки деда и училась у него разным рыболовным премудростям. Меня завораживало то, как он вязал сети или мастерил сетки-ловушки из проволоки.
Дед посмеивался над моим интересом к рыбалке, не воспринимал всерьез, но ему было приятно, что я с восторгом его слушаю и пытаюсь перенять его рыбацкий опыт.
Дед был рыбаком-профессионалом, одним из тех, кто умел ставить сети и «морды» - специальные проволочные ловушки для рыб. Часто у нас дома после его рыбалки было по два-три ведра карасей. Сами мы конечно столько рыбы не съедали - мама продавала улов постоянным покупателям, и это был хоть небольшой, но доход в семью.
Когда рыбу не удавалось продать, мы её солили и сушили. Во дворе были натянуты длинные веревки, а на них как флажки висели вяленые караси и подлещики – всеобщее любимое лакомство, не хуже семечек. Мы всегда, как шли гулять с подружками, набирали с веревки несколько рыбок для себя и друзей.
Взрослые рыбачили на больших озерах, там водились лещи и гальяны – породистая рыба. Там можно было спокойно ставить сети, не боясь течения. На реку же ходили рыбачить ребятня и старики.
Самое популярное место для рыбалки был большой старый мост через Серпушку. Иной раз на мосту можно было насчитать сразу пятнадцать рыбаков. Сидели тихо, иногда переговаривались между собой. Чуть повысил голос – тебя сразу с моста и выгонят.
Рыбалка на мосту была сплошным удовольствием – не успеваешь закидывать удочку, как уже клюёт. За час обычно можно было наловить приличное ведерко окуней и молодых щучек. Таких щук называли щурогайка. Длиной такие щучки были от двадцати сантиметров до полуметра. Худющие и вечно голодные.
Однажды дед пошутил, сказав, что щурогайку можно и на голый крючок поймать. Я решила проверить его слова. Взяла ведерко, свою удочку и пошла на мост. Никакой прикормки и червяков я не взяла принципиально.
Пришла, закинула удочку с пустым крючком. Жду! Жду десять минут, полчаса – тишина, ни одной поклёвки. Вижу, как в воде толпами плавают щуки за мальками, равнодушно обходя мой крючок.
Мимо меня пацаны на мотоцикле проезжают, решили узнать на что ловлю: на червя, кузнечика или блесну. Я им говорю, что на простой голый крючок. Тут они как давай надо мной ржать. Мне обидно, но я виду не подаю.
Неожиданно начинает клевать, и я спокойно тяну из реки большую щурогайку, почти полметра длиной. Парни как увидели – обалдели. Не ожидали, что такая малявка что-то поймает, да еще и на голый крючок. Ну, уехали и ладно! Деда все-таки прав оказался!
Иногда в охотку я шла на рыбалку рано-рано утром, когда еще никого на реке не было. Я разводила костер на пляже от тлеющих с ночи угольков и бродила по ракушечной косе. Мне нравилось собирать красивые маленькие ракушки и наблюдать за танцами мальков. В такие моменты я представляла себя речной принцессой, русалкой, которая изучает новый мир.
В полной тишине можно было услышать плеск большой рыбы и щебетание ласточек. Ветерок доносил аромат цветущей степной спиреи и терпкий запах тины. Волшебное наваждение исчезало с появлением первых купальщиков и рыбаков. Начинался новый летний беззаботный день! Почти как сегодня. Только я уже не маленькая девочка…
От воспоминаний и убаюкивающего плеска воды под плотиком меня клонило в сон. Но вдруг поплавок чуть наклонился в бок, а потом и совсем утонул в тёмной воде. Тут мой сон как рукой сняло! Я резко дернула удочку и увидела, как над водой взлетела золотая рыбка. Она трепыхнулась и плюхнулась обратно в речку. Блин! Сорвалась!
Но я не чувствовала разочарования. Какое там! Адреналин так и бурлил в крови. Рыба есть, и я могу её поймать. Сама!
Насадив на крючок нового червяка (на этот раз получилось быстрее) я снова закинула удочку, и не прошло и трёх минут, как начало клевать. На этот раз я не стала дергать сразу же. Вспомнила, как надо тянуть. Уверенно и в то же время плавно. Ощущая рыбу на другом конце лески.
На этот раз всё получилось! Я уверенно вытянула серебристого карасика, и снимала его с крючка. Меня аж дрожь разбирала, сколько было эмоций!
Клёв в то утро был хороший. Но это и не удивительно. Караси сами уже плыли на прикормленное место к плотику деда Михея. Нам оставалось только тягать их из воды. Через какое-то время я уже не только судорожно следила за поплавком, но и наслаждалась красотой природы.
Солнце целовало верхушки ив, поблёскивая на поверхности воды. Над речкой носились чайки, вылавливая себе завтрак. Из зарослей камыша с противоположного берега то и дело взлетали серые цапли и утки, я даже видела ондатру, плывущую вдоль берега. Настоящая сказка!
Так мы порыбачили еще часа два. Солнце встало высоко над горизонтом, петухи возвестили о начале дня, но деревня еще спала. А мы с полным ведром рыбы уже возвращались домой…
Продолжение читайте здесь
Это 12 глава романа "Я деревенская".
С вами была Ольга Усачева. Все мои книги можно приобрести в магазинах: ЛитРес Ridero Wildberries
Ссылки на рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь