Найти в Дзене
Флориан Блэк

Сокровища арт-рока. Family: "Fearless" (1971) - скрипач не нужен.

Рок-группа Family ("Семья") не достигла вершин популярности, хотя играла очень интересную музыку. В своих композициях они смешивали психоделию, фолк, джаз, блюз, и ещё с полсотни разных стилей, долго перечислять. Этот коктейль был приправлен блеющим, орущим, истеричным вокалом Роджера Чапмена, который вместе с гитаристом Чарли Уитни сочинял большинство материала. Барабанщик Роб Таунсенд был постоянным участником коллектива, в то время как бас-гитаристы частенько менялись: вначале эту должность занимал Рик Греч, но его сманили многообещающие Blind Faith, и вакантное место занял Джон Вейдер. Вейдер, как и Греч, умел играть на скрипке, так что партии этого инструмента можно слышать на альбомах Family вплоть до 1971 года (группа была образована ещё в конце 1966). Но на своём пятом альбоме, названном Fearless - "Бесстрашные" - "Семья" предстала в обновлённом составе, так как Вейдер ушел сразу после тяжёлого турне по США. На замену ему в группе приземлился известный путешественник Джон Уэттон, для которого кратковременное пребывание в Family стало прекрасной "разминкой" перед переходом в ряды King Crimson. Уэттон был первоклассным басистом, но на скрипке он не играл. Впрочем, эту потерю успешно компенсировал мультиинструменталист Джон "Поли" Палмер, исполнивший партии клавишных, флейты и вибрафона, а для разнообразия в записи участвовала духовая секция Ladbroke Horns. На концертах Уэттон использовал специальный двухгрифовый инструмент, играя, помимо басовых, дополнительные гитарные партии. Первой ласточкой нового состава стала сорокапятка с двумя песнями In My Own Time/Seasons. В июле 1971 года сингл добрался до четвертой строчки английского чарта, хотя группу по-прежнему относили к представителям андеграунда.

-2

А в октябре того же года поступил в продажу и свежий альбом, оформленный крайне оригинально - с четырехстраничной обложкой, где были представлены монохромные фотографии музыкантов. Эти изображения искусственным образом постепенно размывались до состояния безликого пятна в правом верхнем углу, над которым красовалась надпись Family.

-3

-4
-5

На обратной стороне конверта была помещена надпись: "Этот альбом посвящается всем, кто выступал за или против нас, потому что их следует называть бесстрашными." Внизу нарисована забавная мышка, которая говорит: "А я считаю это безрассудством".

-6

Дизайном обложки занимался Джон Кош (John Kosh) - это тот человек, который придумал знаменитое оформление битловского "Abbey Road" и альбома группы The Who "Who's Next".

Записывали пластинку в солидной лондонской студии Olympic под руководством опытного звукорежиссера Джорджа Чкианца, и звучит она прекрасно, позволяя услышать все детали и нюансы, которых там предостаточно.

Roger Chapman: vocals, guitars & percussion

Charlie Whitney: guitars, mandolin & percussion

Poli Palmer: keyboards, vibes, flute & percussion

John Wetton: guitars, vocals, contracts & keyboards

Rob Townsend: drums, paiste cymbals & percussion

Brass: The Ladbroke Horns

Produced by Family & George Chkiantz

-7
-8

Как мы видим, Джон Уэттон не числится среди авторов песен, однако он повлиял на звучание Family благодаря своим вокальным способностям, оттенив крайне своеобразный голос Роджера Чапмена, а также плотным, напористым партиям бас-гитары, что ощущается с первой же композиции. Between Blue And Me после спокойного акустического вступления перерастает в хард-блюз с красивыми гитарными ходами, тревожными барабанами и мощным мелодичным басом. Эта вещь сразу настраивает на серьёзный лад, но Family, будучи по сути рок-балаганом, после неё ставят "пьянчужный" номер Sat'd'y Barfly с кабацким пианино и попукивающей духовой секцией, добиваясь комического эффекта в этом рассказе о человеке, привыкшем по субботам отрываться в любимом баре. Лютая эклектика - фирменный знак группы, и каждая песня на первой стороне исполнена в неожиданном жанре. Larf And Sing - фолк с прекрасной мелодией, где куплеты поются нежным фальцетом, а в припеве звучит уэттоновский баритон. Одна из лучших песен на диске, как и следующая - арт-роковый шедевр Spanish Tide, напоминающая ранний Genesis времен Foxtrot и Nursery Cryme. Много чудесных мелодий и переходов, Палмер играет на клавесине и вибрафоне, а Уитни исполняет фламенко на классической гитаре. Очень круто звучат голоса Чапмена и Уэттона, когда они поют в унисон. Бравурная Save Some For Thee не обладает такой же магической атмосферой, но сделана очень добротно, с интересными фортепианными вставками и трубами, дудящими, как на псовой охоте. Вторую сторону открывает джаз-роковая Take Your Partners с впечатляющей бас-гитарой Уэттона и клавишно-гитарными импровизациями. Сыграно здорово и энергично, а Чаппо знатно поблеял, как он любит. Акустическая Children похожа на одну из неизданных песен Пола Маккартни, и этим все сказано. Инструментальный номер Crinkly Grin - ещё одна джаз-роковая композиция, построенная на взаимодействии Палмера и Уэттона, однако она заканчивается, едва начавшись, и не успевает развиться во что-то интересное. Blind ("Слепец") - песня с остросоциальным текстом, невыразительной мелодией и крикливым вокалом. Впрочем, она хорошо проработана в плане аранжировки, там много деталей, и это спасает песню от провала. Зато заключительная Burning Bridges - великолепный арт-рок, торжественный и меланхоличный, с отличной работой гитариста. Здесь Чапмен не стал кричать, а спел с настроением, идеально вписавшись в мистическую атмосферу композиции. Очень хорошо, что альбом заканчивается на такой сильной ноте, оставляя положительное впечатление. Несмотря на пару проходных моментов и стилистическую разболтанность, он заслуживает высоких оценок, а для коллекционеров арт-рока этот диск всегда оставался лакомым кусочком. Правда, среди знатоков дебютный альбом Family котируется выше, но это уже вопрос вкуса. Зато Fearless умудрился даже пробраться в американские чарты, к чему "Семья" всегда стремилась, как и любая британская рок-группа, желающая славы и денег. Но завоевать Америку у группы так и не получилось, хотя после выпуска Fearless музыканты бесстрашно предприняли ещё одно турне по США в компании с гораздо более удачливым Элтоном Джоном. Не приняла коллектив американская публика, хотя играли Family мощно, а Чапмен на сцене превращался в настоящего безумца. Зато на родной земле группу слушали охотно, и она часто выступала на рок-фестивалях, к восторгу присутствующих. Сам я там не был, но сохранились видеосъемки, одну из которых предлагаю вашему вниманию. Слушайте хорошую музыку и до новых встреч!