Пост про мошенничество на Авито вызвал такой резонанс, что захотелось углубиться в тему. И интуитивное ощущение, что мошенников стало больше, подтвердилось статистикой. С пандемией общее количество он-лайн операций выросло почти вдвое, а количество успешных мошеннических атак увеличилось ещё больше - с 25 до 60%.
И хотя, кажется, что все уже все знают, на старые уловки продолжают попадаться люди. За 2020 год мошенники выудили у россиян около 150 млрд. рублей. И это только официальная статистика, которую, как правило, можно смело умножать на два, чтобы приблизить к реальным цифрам.
Фишинг - самый распространенный способ мошенничества (в переводе с английского «рыбная ловля»). Масса схем направлена на получение личных данных - реквизитов банковских карт, пароли от он-лайн кабинетов или аккаунтов в соцсетях.
Термин появился ещё в 1996 году, а сама схема возникла еще раньше. Но несмотря на прошедшие пару десятилетий, это до сих пор самый распространенный способ обмана.
Сообщения, требующие срочного принятия решения
Письмо на электронную почту с очень выгодным предложением, или срочным предупреждением, например, о том, что с вашей карты прямо сейчас пытаются списать деньги. Мошенники хорошие психологи и играют на чувствах, пытаясь вселить панику.
Дальше, как правило, необходимо перейти по ссылке и авторизоваться. И все - пользователь добровольно передал доступ к личным данным злоумышленникам, и они могут использовать их для получения выгоды. Ровно такая же схема работает и с смс-сообщениями.
Совет. Если вам делают супер выгодное предложение, требуя незамедлительного решения, это, скорее всего обман. Никогда не стоит переходить по ссылкам, пришедшим от неизвестных адресатов.
Звонок по телефону
Мошенники могут позвонить по телефону, представившись сотрудником вашего банка или, что очень распространено в последнее время, следователем. Первые, как правило, помогают предотвратить несанкционированный перевод денег, вторые - раскрывают мошеннические схемы банковских сотрудников. В любом случае, так или иначе, они пытаются выманить данные карты.
Совет. Всегда держите в памяти, что сотрудники банка никогда не спрашивают данные вашей карты и ничего не просят подтвердить смс-кодом.
Социальные сети
Логины и пароли соцсетей тоже нужны мошенникам. С их помощью можно, например, взломать аккаунт и отправить сообщения с просьбой о деньгах всем друзьям. Я лично в Инстаграм как-то перевела деньги на срочную операцию маме одной из моих подписчиц.
Мошенники могут выдавать себя за сотрудников службы поддержки какой-нибудь известной компании, прислать предупреждение о нарушении авторских прав, с просьбой немедленно заполнить форму или предложить пройти опрос за хорошее вознаграждение.
Совет. Не вводите никаких личных данных, особенно, если отправитель не знаком. А при получении призыва о помощи от друзей, перезвоните и уточните так ли это.
У мошенников отличная фантазия и представиться они могут сотрудниками Центробанка, посулив помощь государства в пандемию, ГИБДД с напоминанием о не оплаченном штрафе, благотворительного фонда с просьбой о помощи. На крайне выгодных условиях предлагают купить топливные карты или абонементы в фитнес-клуб.
Предупрежден - значит вооружен. После моего случая в Инстаграм, многие написали, что это распространенная схема. Но я не знала, просто не сталкивалась. И после случая на Авито написали, что этот способ используют уже несколько лет. Если интересно продолжение, дайте знать. Мошеннических способов, как выяснилось, очень много.