Подборка для тех, кому нравятся этнические мотивы в азиатском кинематографе. В подборке собраны как классические, так и новые фильмы
Женщина-демон (1964)
Исполненная в классической стилистике кайдан, черно-белая мрачная история любви и грусти с первых минут заставляет зрителя попасть в особый мир средневековой Японии, погрязшей в войнах и междоусобных стычках, где везде встречаются разоренные и полыхающие деревни и трупы на обочинах дорог. Все эти картины напоминают Дзигоку, японский аналог ада, раскинувшийся повсюду, куда ни посмотри.
Забытая среди бескрайнего тростникового поля мрачная и глубокая нора, душераздирающие крики, смешивающиеся с ветром и колыханием тростника, одинокая хижина, утопленная в море листвы, ушедший на бессмысленную войну единственный сын. Все это прекрасно передает страх и ужас, наводнивший земли и заставляющий людей становиться не лучше, чем обитатели ада.
Этот фильм не только вызовет у вас острые эмоции, но и заставит долго размышлять о том, что же такое не демоны, но люди, и кто же из них страшнее. Отличный образец японского экспрессионизма в миксе с элементами дзидайгэки.
Кайдан (1964)
Встреча с потусторонним — это всегда испытание. Испытание веры, души и мужества. Эти встречи нужны для того, чтобы выяснить границу страхов.
Кайдан — это цикл произведений, при просмотре которых вы погрузитесь в четыре новеллы, пропитанные холодным и размеренным ужасом. От него не скрыться, ведь по сути он существует, пока существуешь ты сам. Такие мысли носятся над заснеженным бамбуковым лесом ночью, как в одной из представленных новелл.
Народные сказки Японии в обработке Масаки Кобаяси создают прекрасную симфонию сюжетной отточенности и визуальных эффектов. Каждая новелла индивидуальна и этнически колоритна, полна символов и аллегорий. Однако все они связаны единой идеей утери и обретения чего-то большего. Никогда не знаешь, какое отражение ты увидишь в чашке чая.
Черные кошки в бамбуковых зарослях (1968)
Один из самых известных фильмов японского режиссёра и сценариста Канэто Синдо. В 60-е годы современный кинематографический язык ещё только формировался, вместо графики была задействована новаторская комбинированная съёмка, а неподражаемая эстетика экранного монохрома достигалась работой со светом.
Особенность данного фильма, как и некоторых других фильмов из этой подборки, в том, что мы наблюдаем по сути театральную постановку традиционного японского театра Кабуки, снятую на камеру. Декорации весьма условны и порой намеренно топорны, дабы отдать дань традиционному искусству и этническим мотивам.
Все действо происходит под музыку Хикару Хаяси, она обеспечивает полное, похожее на транс, погружение в полную мрачного сюрреализма историю о последствиях поступков, которые настигают даже с того света, о благородстве, мести и демонической, сжигающей ненависти двух женщин, которых лишили всего.
Дом (1977)
Режиссер Нобухико Обаяси со свойственным ему стремлением к жанровому китчу обратился за помощью к собственной малолетней дочери, дабы благодаря её детскому воображению и небанальным страхам создать нечто-то, неподдающееся какому-либо логическому объяснению, пугающее или забавное, даже скорее все вместе.
Театр абсурда, вот истинный смысл данного кайдан-фильма. Сюжет не звучит как нечто необычное: это фильм ужасов про дом с привидениями. Группа девочек приехала навестить тетю одной из них, они поселились в этом проклятом доме. Сразу становится ясно, что с тётей, как и с её домом, что-то неладное.
История простая и не играет большой роли. Логика повествования и ее важность в этом фильме сведены к минимуму. Это экранизация человеческого сна, которую и надо воспринимать как нечто отдаленное от реальности.
Вопль (2016)
Приятно осознавать, что азиатский кинематограф даже сейчас не отвернулся от своих мифов и сказок.
Современный корейский мистический триллер рассказывает историю полицейского расследующего дело в горной деревушке, но это лишь незначительные земные дела. Ведь высоко в горах сохранились шаманы, которые видят всю эту историю по-другому, и это куда более пугающее видение.
Демонические существа или неизвестный мор? Звери или потусторонние силы? Все эти вопросы преподнесены под корочкой из натурализма в изображении жестокости и древней этнической мистики. По стилю данный фильм несколько отличается от предыдущих, но, тем не менее, ему также свойственны элементы сюрреализма.