За пианино, целый век стоявшее в бывшем доме советского военачальника, на аукционе заплатили 3,200,000 рублей.
Источники: Wikimedia, History of Yesterday
На этом канале мы часто рассказываем об интересных лотах дореволюционной эпохи. Как правило, в их историях есть большие пробелы, которые не позволяют восстановить «биографию» вещей на протяжении 20-го века.
В этой статье мы расскажем о пианино, история которого прослеживается довольно подробно, и история эта очень интересная. Речь идет о лоте под номером «76» с декабрьских торгов реликвий Дома Романовых от аукционного дома «Кабинетъ» — о пианино, за которое заплатили 3,200,000 рублей.
Этому величественному антикварному произведению уже 136 лет. Но это не самое главное — важно происхождение и исторический контекст, в котором успело побывать пианино.
Для начала мы коротко перескажем историю его «второго открытия» по материалу антиквара Константина Журомского для «Московского Комсомольца».
Не так давно к нему обратились клиенты — люди, которые приобрели небольшую квартиру у наследников советского военачальника Бориса Исаевича Гольдберга.
Борис Исаевич — это довольно известный полководец Красной армии, проявивший себя в годы Гражданской войны. Он командовал Запасной армией в Казани, позже войсками Приволжского военного округа.
После войны Гольдберг перешел на гражданскую службу: был директором обувной фабрики, руководил трестом «Моссукно».
При протекции Анастаса Микояна Борис Исаевич возглавил дирекцию Акционерного Камчатского общества. На этом посту он вскоре подвергся «чистке», был исключен из партии и снят с должности. Однако, ему повезло — он смог сохранить себе не только жизнь, но и свободу.
В Великой Отечественной войне Гольдберг, по всей видимости, уже не участвовал. Свидетельств таких, по крайней мере, не сохранилось. Его не стало в 1946-м в возрасте 54 лет.
Вернемся к квартире Гольдберга. На Дзене мы нашли любопытную статью двухлетней давности. Женщина купила на блошином рынке старые открытки и по указанию адресата выяснила, что их отправлял Борис Исаевич Гольдберг своим детям — Нелли Борисовне и Владимиру Борисовичу.
Из этой статьи мы узнали, что семья Гольдбергов жила в Москве по адресу улица Чернышевского (ныне Покровка), дом 38. Это здание бывшей усадьбы Шувалова-Голицыных.
Источник: Wikimedia
Борис Исаевич оставил своим потомкам крохотное жилье площадью 30 метров. Нынешним покупателям оно досталось вместе со всем имуществом. Некоторые вещи нельзя было просто выкинуть, поэтому и потребовалась экспертиза антиквара.
Среди таких вещей как раз оказалось это самое пианино из фортепианной мастерской Якоба Беккера. На минуточку — поставщика двора Его Императорского Величества.
И здесь в истории начинается самое интересное. Новые владельцы смогли подобрать ключ к пианино и открыть крышку, а под клавиатурой нашлось кое-что, благодаря чему они стали на три миллиона богаче: инвентарный номер предмета и наклейка, указывающая на «аристократическое» прошлое предмета.
Аничков дворец — это одна из столичных резиденций Романовых. Здесь жил Александр III, еще в статусе великого князя. Дворец был дарован Александру Александровичу по случаю бракосочетания с принцессой Дагмарой, или, как чаще ее называют в России, Марией Федоровной.
Здесь же проживал цесаревич Николай Александрович, будущий Николай II. В Аничковом дворце, в резиденции матушки, он занимался на пианино, вполне вероятно, на этом самом пианино Якоба Беккера.
Эксперты точно и доподлинно установили по описям из Российского государственного исторического архива: найденное в проданной квартире пианино принадлежало императрице Марии Федоровне и украшало ее покои.
Мария Федоровна с дочерью в Аничковом дворце / Источник: Wikipedia
Константин Журомский предполагает, что пианино попало на аукцион в конце 20-х, когда советское правительство распродавало вещи из императорского дворца. В эти годы Гольдберг был на самом пике своей гражданской карьеры и, видимо, смог приобрести этот лот.
Потомки Бориса Исаевича не использовали музыкальный инструмент по назначению — пианино пылилось в квартире десятилетиями. Вероятно, от свалки его спас только вес: инструмент настолько громоздкий, что его было бы очень непросто вынести из дома.
Изучившие пианино эксперты утверждают, что пианино еще можно восстановить и вновь играть на нем.
Такова история этого лота.
Кстати, не так давно мы рассказывали о кружке из Советского Союза, которую продали на аукционе за 2,5 млн рублей
Хотите узнавать больше из мира аукционов — подписывайтесь на наш канал