Найти тему
НУАР-NOIR

Четыре полюса «криминальной помощи» детям

Сегодня мы обратимся к проблеме помощи детям, которую в криминальном кино оказывают «крутые парни». Казалось бы, всё предельно просто. Есть проблема, есть ребёнок (подросток), есть решительный персонаж, который ставит всё на свои места («раздает сёстрам по серьгам»). Однако если мы классифицирует сюжеты, то обнаружим четыре группы, если угодно, «четыре полюса» подобной фабулы.

Во-первых, есть неоднозначный, но всё-таки в основе своей положительный персонаж, который в своё время пережил трагедию, связанную с утратой ребёнка. Нередко это агент специальных служб, который не смог предотвратить гибель, а потому его мучает раскаяние, хотя формальной вины в произошедшем нет.

Отсчет можно вести от фильма «Смерть телохранителя» (1987), про который мы рассказывали накануне. Тема была продолжена в ленте «Меркурий в опасности» (1998),когда персонажу Брюса Уиллиса проходится спасть ребёнка-аутиста (драматизм подчеркивается тем обстоятельством, что ребёнок двойне не может за себя постоять). И достигает апогея в ленте «Меня здесь никогда не было» (2017).

Во-вторых, есть сюжеты, когда ребенку помогает негативный персонаж (киллер или мафиози). В данном случае важным является «жить по понятиям», то есть не обижать детей. На память первым делом приходит прославленный «Леон», однако было бы более уместно вспомнить оригинальную «Глорию» 1980 года, когда причастная к мафии немолодая дама «вписывается» за маленького мальчишку, жившего по соседству.

Именно из «Глории» можно выводить сюжеты не только «Леона», но и романа (позже фильма) «Красная сирена», который странным образом напоминал сюжет, якобы придуманный Люком Бессоном, хотя литературное произведение было издано заметно раньше.

В-третьих, есть группа персонажей, которые благодаря своей глупой самоуверенности делают всё хуже, чем могло быть. Обычно это ведёт к смерти опекаемой (подопечного). В частности, так происходит в нео-нуаре «Ночные ходы» (1975). Частный детектив, которому поручено найти юную девушку (её играет начавшая свое восхождение Мелани Гриффит), на самом деле не помогает, а обрекает её.

Кадр из фильма "Рэмбо. Последняя кровь" (2019)
Кадр из фильма "Рэмбо. Последняя кровь" (2019)

Двусмысленные подтексты и «Девушка на мосту»

Аналогичное можно сказать и про Джона Рэмбо из «Последней крови». Непонятно, на что он рассчитывал, когда в одиночку решил противостоять мексиканскому картелю, но в итоге именно его вмешательство стало причиной гибели девочки.

Кадр из фильма "Галвестон" (2018)
Кадр из фильма "Галвестон" (2018)

Опасная локация, где слишком много юных барышень

В-четвертых, есть персонажи, которые не могут преломить фатальный ход событий. Именно так происходит с главными героями «Галвестона» (2018) – мрачнейшего нео-нуара, будто бы говорящего: «чему быть, того не миновать». Хотя жертвенность «решалы» в итоге помогает хотя и не всем, но совсем маленькой девочке. Аналогичное происходит и в «Проклятом пути» (2002), когда гангстер в исполнении Тома Хэнкса ценой своей жизни всё-таки спасёт одного из сыновей. Так что, в, казалось бы, одинаковой ситуации есть разные мотивы и побуждения.