А шведский-то мордоворот, оказывается, неплохой режиссёр! То есть, не по меркам арт-хаусной зауми, конечно. И даже не по меркам развлекательных блобкастеров. Но если сравнивать тот трэш, в котором он чаще всего снимается последние лет 20, с теми недорогими боевичками, которые Дольф ставит сам, то даже удивительно, почему он не гонит всех безымянных бездарей и не во всех случаях садится в режиссёрское кресло. Получалось бы как минимум не хуже, а – судя по 6 имеющимся примерам – даже лучше.
Шесть режиссёрских работ Дольфа Лундгрена – это «Защитник» (2004), «Русский специалист» (2005), «Миссионер» (2007), «Командное исполнение» (2009), «Икар» (2010) и «Падение замка» только что ушедшего года. В каждом из них он сыграл главную (или почти главную) роль, а для некоторых ещё и сценарии писал сам. Вот, где пригождается высочайший IQ актёра, по ролям его совершенно незаметный. Конечно, высоколобостью сценарии и режиссура Лундгрена всё равно не отличаются, но и откровенного дебилизма лишены.
Достоинства Лундгрена, как постановщика собственных фильмов хорошо видны по последнему на сегодняшний момент подобному опыту. «Падение замка» (Castle Falls) – боевик, который местами выглядит суровой драмой в духе «Рестлера» с Микки Рурком, а местами удивляет довольно неординарным для жанра сюжетом.
В центре фильма – вышедший «в тираж» боец Майк Уэйд. Он ещё хорохорится, молодится и после вынужденного перерыва пытается вернуться на ринг. Увы, дыхалка уже не та, а самомнение не помогает свалить чуть более юных последователей. А деньги заканчиваются, а домовладелец с квартплатой наседает. И приходится бывшей звезде кулачных боев идти рядовым работягой на стройку.
Правда, первым же заданием для новоиспечённого строителя становится не возведение нового здания, а снос старого. И во время этих работ Уэйд неожиданно находит в недрах приговорённой высотки гору денег. Впрочем, свалившемуся богатству радоваться получается недолго – оказывается, что за схроном, принадлежим опасной банде, гоняются и другие любители халявы. А поскольку деньги теперь у Уэйда, то вооружённые до зубов люди гоняться начинают именно за ним. Вот прямо по высотке, которая вот-вот взлетит на воздух, и гоняются.
Майка Уэйда сыграл звезда недорогих боевичков нового тысячелетия Скотт Адкинс (он тут в меру брутален и достаточно обаятелен, чтобы вызывать у зрителя сочувствие). Лундгрен же скромно взял себе «почти главную», а – по сути - вспомогательную роль тюремного надсмотрщика Ричарда Эриксона. От одного из заключённых этот честный служака слышит историю о миллионах долларов, запрятанных в старом здании, и в кои-то веки решает пойти на сомнительное – с точки зрения закона – дельце. У него есть серьёзное оправдание – больная дочь, которой срочно нужна операция.
С героем Адкинса у персонажа Лундгрена складываются любопытные взаимоотношения. От полного взаимного недоверия они переходят к совместной, плечом к плечу войне с бандитами, рыскающими по опустевшей высотки, а то снова начинают бить друг другу физиономии, отвоёвывая себе право на чужие миллионы. И вот это их противостояние/сотрудничество – самое интересное, что есть в «Падении замка».
Вообще, новому боевику Дольфа Лундгрена отчаянно не достаёт того же, что и центральным персонажам, - денег. К его мизерному полуторамиллионному бюджету прикрутить бы лишний нолик, доработать сценарий, добавить спецэффектов (в данном же случае спецэффект один – реально отснятый взрыв многоэтажки), «экшн» поставить чуть помасштабнее. Глядишь, получился бы отличный летний блокбастер, идущий где-то по стопам «Крепкого орешка» (на которого «Замок» местами ссылается). А так, «Падение замка» попадает лишь во внимание верных поклонников громилы-шведа, да небольшого фэн-клуба Скотта Адкинса.
Лундгрену, действительно, пора всерьёз задуматься о том, чтобы взять пример с Клинта Иствуда и все свои новые фильмы ставить самому, не доверяя другим режиссёрам. Возможно, это и реставрировало бы заметно обветшавшую карьеру. Кажется, он так и собирается сделать. По крайней мере, постановкой следующего боевика, обозначенного названием «Разыскиваемый» (Wanted Man), он опять занимается сам.