Нынче модно вещать про мотивацию. И тут мотивация и там мотивация.
А в обучении детей прям МОТИВАЦИЯ поставлена во главу угла. Как же дитятко замотивировать делать то и это.
Речь в статье идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.
Я знаю и доказала работой с Гришей, что достичь чего-то (очень большого) вполне можно и без мотивации ребёнка. Можно научить ребёнка учиться без мотивации.
Да, конечно, когда приходит тот сакраментальный момент и у даже очень и очень необычного ребёнка появляется мотивация, жизнь начинает играть новыми красками.
Пример тому наша история с кошкой Бусей. Это непонятное мне желание Гриши (мальчика, который 10 лет просидел в четырёх стенах) путешествовать ломает сейчас все стены его нежелания выходить из зоны так называемого комфорта.
Всё теперь строится вокруг этого абстрактного желание в голове мальчика.
Но это то, что касается Гриши.
---
А чем жить родителю (и педагогу по совместительству), пока нет никакой мотивации у ребёнка? Как заставлять прежде всего СЕБЯ работать с очень и очень... необычным ребёнком, от которого отказываются все специалисты, которые его видели?
Чем себя мотивировать?
Фразой: - Ты - родитель, ты должен?
Или...
Стремлением к норме?
О какой норме может идти речь, если деточка в 9 лет не разговаривает и не идёт на контакт? Ни о какой учёбе вообще речи не идёт. Вопрос стоит, как жить с такой деточкой.
Кто-то кричит о любви. Мы же любим своих детей, да. Желаем им всего самого-самого.
Но, тот, кто не знает, как может проявляться аутизм, я вам сейчас расскажу.
Есть дети, которые отлично так живут, без речи, без контакта с людьми. Делают там что-то, чаще всего за компьютером или с гадежетом. Не играют в игры, а именно делают.
Вот Гриша постоянно (с 6-и лет) что-то печатает, списки составляет, редактирует, распечатывает горы каких-то важных последовательностей чего-то. И постоянно это усложняется и меняется. По ходу самостоятельно освоил слепой метод печати на двух языках.
Есть у нас подружка, которая (ВНИМАНИЕ) мультики делает на смартфоне. Не с помощью мамы (как мы с Гришей), и не примитивные квадратики летающие. А конкретные мультипликационные произведения с сюжетами, героями, фонами, озвучкой. И всё сама.
Девочка, которая не много говорит и практически не общается с окружающими.
То есть детишки эти вполне заняты делом и как-то развиваются. И им реально никто не нужен для счастья. Только в качестве обслуживающего персонала, как не печально это звучит.
И вот, чтобы начать что-то делать с такими детьми, их, как раз таки, приходится делать несчастными... Буквально...
И как замотивировать СЕБЯ это делать, разрушать вполне счастливый быт такого вот странного ребёнка?
---
Кого-то мотивирует следующее: - А как же он без меня? Вот я умру, а он без меня же совсем не сможет.
Меня такая история никак не мотивировала. Я из тех "философов", которые считают, что после меня "гори всё синим пламенем". Это юмор.
Меня эгоистично мотивировало другое.
А как же ЯЯЯ буду жить, например, через 10 лет с вот такой вот деточкой? Это сейчас ему 9 лет. А через 10 будет 19. И все признаки, что деточка вымахает под метр девяносто... А ещё, Боже сохрани, вполне может быть - под 100 кг. Если не больше.
И как же я с ним буду... контактировать. Я, тётенька метр шестьдесят и 58 кг веса?
А ещё через 10 лет?
Дяденька 29-и лет (без речи и способности нормально договариваться в конфликтных ситуациях) и я, тётенька 53-ёх лет...
А ещё через 10 лет?
39 и 63.
А ещё...
---
Как понимаете, меня пугало не то, что будет после моей смерти, а то, что ждёт меня при жизни.
И вот этот СТРАХ очень и очень сильно мотивировал и мотивирует. Очень.
СТРАХ за собственную безопасность, за собственную спокойную жизнь. Да, вот так эгоистично.
Каждому, как говориться, своё.
---
И для тех, кто думает, что, например, автор канала "Аутизм и школа" кладёт жизнь на то, чтобы реабилитировать дебила. Нет.
Автор работал для того, чтобы не бояться спать по ночам. Да что там, просто спать хотя бы 6 часов подряд.
Вот такой, возможно неочевидный для многих, непричастных к вопросу, взгляд на мотивацию себя в работе со сложным ребёнком.
---
Ну и конечно, сейчас задачи передо мной стоят другие. Ибо работа наша привела нас чёрт знает куда, туда, где замаячила нормальная во всех отношениях жизнь.
Но тогда - задача была одна - обезопасить собственную жизнь. И не с помощью седативных средств и мягких стен с решётками на окнах, а с помощью работы с ребёнком.
Итак.
Мотивация в работе со сложным ребёнком.
На мой взгляд, не важно, что вас мотивирует. Лишь бы мотивировало вставать по утрам и делать, что должно. Возможно, это приведёт вас к совершенно другим победам и задачи изменятся.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Кто в шоке после прочтение статьи, хлебните валерьянки. Жизнь - разная. Не всем в ней правит любовь. Где-то великую пендельную силу оказывает и страх.
П.С. 2. Отдельное огромное спасибо Ирине Анатольевне за подарок на Новый год для Гриши. Кто бы Вы ни были, добрый человек, спасибо)