Найти тему
Пена дней

«Без блата и связей» - путь Георгия Данелия на вершину успеха

Оглавление

Самолёт задержали. Чем-то нужно занять непредвиденную паузу. На глаза попалась книжка «Безбилетный пассажир» Георгия Данелия. После прочтения этого «шедевра» я поняла насколько верна его метафора.

Если бы я читала исповедь юного мальчика, то его искренняя вера в силу личного таланта была бы органична. Но неожиданно удивили воспоминания восьмидесятилетнего состоявшегося человека о том, как он сам пробил дорогу к славе.

Несколько раз он повторяет, что его мама (Мери Анджапаридзе, работавшая на «Мосфильме» вторым режиссёром, будучи лауреатом Сталинской премии I степени) «сделала всё», чтобы никто не догадался, что они родственники.

Давайте посмотрим, что же именно она сделала:

«Мама позвонила кинорежиссеру Михаилу Калатозову, которого знала еще по Тбилиси, сказала, что сын собирается поступать на режиссерские курсы, и попросила посмотреть, есть ли у него какие-нибудь шансы. В субботу я пошел к Калатозову…. Разговор не клеился. Пауза затянулась. Я с тоской смотрел по сторонам пока всемирно известный режиссер изучал содержимое моей папки с рисунками. Досмотрев, Калатозов закрыл папку, откинулся в кресле, сложил руки на груди и задумался.

– Это вы сдайте в четыреста двенадцатую комнату на «Мосфильме». На экзамене я вас спрошу, почему вы хотите стать режиссером. Ответите, как сегодня мне. Маме привет.

...В коридоре «Мосфильма» мама встретила Самсона Самсонова и как бы мимоходом спросила: – Ну, что там на экзаменах? Были способные?

– Было несколько. Кстати, и одного грузинчика приняли. Его рисунки понравились».

Думаю, что даже без моих комментариев виден «талант»: вовремя сходить к члену (или руководителю) приёмной комиссии и найти хоть малейший предлог для успешного прохождения собеседования.

Утверждения «гениальных» сценариев:

«В делегацию на симпозиум в Рим входил … Владимир Евтихианович Баскаков (первый заместитель председателя Госкино)», с которым Данелия оказался в одном номере гостиницы. Они не просто познакомились, а подружились.

«Здесь надо рассказать, как в те времена принимался сценарий. Сначала его должен был принять редактор объединения, потом редколлегия объединения, куда входили штатные и внештатные редакторы, потом худсовет объединения: все те же редакторы плюс режиссеры, сценаристы и парторг. Потом редколлегия «Мосфильма», потом главный редактор «Мосфильма», потом директор «Мосфильма», а уж потом сценарий отправляли в Госкино. Там его читал редактор, курирующий студию «Мосфильм» и представлял на редколлегию Госкино. Потом его читал главный редактор Госкино и представлял министру или, в крайнем случае, заместителю министра. И только после всего этого пути фильм запускали (или не запускали) в производство. На любом этапе могли сделать замечания, и авторы обязаны были их учесть. Готовый фильм проделывал такой же путь, но только его еще отсылали на консультацию в ЦК, в ПУР (Главное политическое управление армии) и «причастному» ведомству: если фильм о плотнике, то министру строительства, если о деревенском вертолетчике – министру авиации и т. д.

Мы со своим сценарием застряли в начале пути – на худсовете объединения. Полгода мы с Геной уточняли мысль, прочерчивали сюжет, разрабатывали характеры, а на худсовете объединения сценарий все не принимали и не принимали. Мне это надоело, и я, нарушив субординацию, отнес сценарий Баскакову:

– Прочитайте и скажите, стоит дальше работать или бросить.

Баскаков читать не стал. Спросил:

– Без фиги в кармане?

– Без.

– Слово?

– Слово.

И Баскаков велел фильм запустить».

Очень хороший сценарий, так ведь?

В последующем Георгий Данелия уже не тратил время на согласования, а сразу шёл к Баскакову и "честно" говорил, что сценарий «без фиги в кармане».

Бесконечное пьянство, разгильдяйство и растраты

Про то, как с завидной регулярностью в весёлой компании пропивались государственные деньги, можно не писать. Достаточно одной цитаты:

«Мы с Лешей отправились на «Мосфильм» виниться перед Пырьевым. Пришли, доложили: не получается со сценарием. Пырьев без интереса выслушал нас».

Согласитесь, тоже очень талантливо и без опоры на личные отношения с властьпредержащими.

P.S. Вышесказанное не отменяет и не порочит хорошие фильмы Георгия Данелия. Просто от талантливого человека, умудренного опытом прожитых лет, хотелось услышать честный рассказ об успехах, неудачах, извлечённых жизненных уроках. А время потрачено на тему «с кем пил, как много пил, что пил, где пил и кого бил» безбилетный пассажир.

#знаменитости #данелия #связи #успех