Найти тему

Этот бронекатер с американским двигателем доставили в осажденный Ленинград по Дороге жизни

Морские бронекатера (МБК) проекта 161 строились в блокадном Ленинграде на заводе № 194 (совр. «Адмиралтейские верфи»).

Такие корабли использовали для проводки подводных лодок и противодействия катерам и самоходным баржам противника на Балтике.

Чертеж морского бронекатера, вооруженного минометами. Рисунок: Андрей Лукошков
Чертеж морского бронекатера, вооруженного минометами. Рисунок: Андрей Лукошков

16 октября 1942 года состоялась закладка головного корабля, а в 1943-м началось строительство первой серии из 10 МБК. Они комплектовались американскими двигателями, которые поступали в Советский союз по Ленд-лизу. В осажденный Ленинград их доставляли по Дороге жизни.

Гидроакустические изображения корпуса «МБК-504», полученные с помощью гидролокатора бокового обзора. Фото: ЦПИ РГО
Гидроакустические изображения корпуса «МБК-504», полученные с помощью гидролокатора бокового обзора. Фото: ЦПИ РГО

Сегодня в рубрике #историязатонувшихкораблей речь пойдет о бронекатере под заводским номером 559. МБК-504 был спущен на воду в мае 1943 года и уже осенью вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Трехмерное гидроакустическое изображение МБК-504 на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
Трехмерное гидроакустическое изображение МБК-504 на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
  • Он был вооружен двумя минометами калибра 82 мм, установленными на круглых деревянных платформах в носу перед танковой башней и в корме между двумя башнями.
Трехмерное гидроакустическое изображение МБК-504 на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
Трехмерное гидроакустическое изображение МБК-504 на дне, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО

МБК-504 погиб в Выборгском заливе 4 июля 1944 года. Бронекатер прикрывал высадку десанта на остров Игривый и подорвался на одной из мин заграждения, выставленных финнами.

Рисунок носовой части МБК-504, сделанный водолазом НЦПИ в 2003 году
Рисунок носовой части МБК-504, сделанный водолазом НЦПИ в 2003 году
  • При взрыве корпус разломился на две части. Корабль практически мгновенно ушёл на дно. Его кормовая часть с бронированной рубкой перевернулась, а носовая, вероятно, из-за наличия воздуха внутри, тонула форштевнем вверх. Погибли 27 моряков, спаслись 11.
Положение МБК-504 на дне. Рисунок: Андрей Лукошков
Положение МБК-504 на дне. Рисунок: Андрей Лукошков

В 2003 году затонувший МБК-504 обнаружили специалисты НЦПИ. Объект был отснят с помощью гидролокатора бокового обзора и многолучевым эхолотом. Несколько раз его обследовали водолазы ЦПИ РГО с частичной видеосъёмкой.

#цпирго