Помимо Москвы и Санкт-Петербурга столицей России был ещё и город Владимир. В титулярнике русских великих князей, а затем и царей, вплоть до правления Алексея Михайловича Владимир стоял перед Москвой, но ход времени неумолим и город со славной историй стал одним из обычных провинциальных городов (подробнее здесь).
Схожая история произошла и с Великим Новгородом (подробнее здесь). Именно с легендарного призвания варягов в Новгород начинается летописная история России. Он хоть и побыл столицей нового геополитического образования Русь всего 20 лет - до захвата князем Олегом Киева - но его значение как первой столицы крайне важно в истории государства Российского.
В качестве временных столиц иногда принято считать города Тверь (подробнее здесь)
и Кострому (подробнее здесь). Чьи князья в силу особенности русского престолонаследия - лествичного счёта, когда правителем становился старший в роду - носили титул Великих князей.
Сегодня же статус третьей столицы носит более нейтральный, скорее престижный нежели политический, статус. И за право обладания этим почётным титулом борются два волжских города, что в общем-то логично, именно на главных водных артериях располагаются столицы у большинства стран в мире. Это Казань и Нижний Новгород. Попытаемся же оценить шансы каждого из претендентов на это звание.
При этом сразу возникает вопрос о критериях по которым можно судить. Вот какие у Вас ассоциации со столицей?
Полагаю что по аналогии с Москвой в первую очередь это: Кремль, Арбат и метро. Что ж с них и начнём.
КРЕМЛЬ
Кремль - это главная твердыня города, его цитадель. Последняя, и самая укреплённая часть городской обороны.
Нижегородский Кремль несколько старше своего собрата казанского. Закладку каменных стен традиционно относят к 1508 или 1509 годам. Несмотря на несколько осад он не был ни разу взят приступом и подвергнут разграблениям, хотя на протяжении полувека являлся приграничной крепостью, а впоследствии ни раз подвергался нападениям восставших из числа недавно присоединённых народов, пока полностью не утратил своего военного предназначения.
Каменное строительство казанской цитадели началось после присоединения Казанского ханства при Иване Грозном. Руководили строительством псковские зодчие - Постник Яковлев и Иван Ширяй, иногда называемый Бармой. Несмотря на то что казанский Кремль внешне неотличим от большинства русских крепостей того периода, элементы восточного стиля в его архитектуре явно присутствуют, да и несколько построек периода Казанского ханства, как например башня Сююмбике, весьма органично вписаны в общий ансамбль.
Что любопытно так это то что и казанская, и псковская, цитадели входили в пятёрку сильнейших крепостей России, благодаря чему Казань и её окрестности стали островком стабильности в бушующем океане Смуты начала XVII века. Свою единственную осаду детинец выдержал во время Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва.
АРБАТ
Арбат некогда одна из улиц старой Москвы в сегодняшней России стала именем нарицательным. Она стала первой полностью пешеходной улицей в России, после чего мода на это стремительно распространилась по территории всей страны, где местные жители арбатами неофициально называют свои пешеходные улицы.
В Казани в этом качестве выступает улица Баумана. В разное время она носила названия: Ногайская дорога, и Проломная, в память о штурме города в 1552 году. Своё нынешнее название приобрела в 1930 году. Начинается от казанского Кремля и доходит до площади Тукая.
Как и в Казани нижегородский арбат - Большая Покровская - начинается от Кремля. В советский период носила название в честь другого видного революционера - Я.М. Свердлова, но потом было принято решение вернуть историческое название.
Как и московский Арбат, бауманка и покровка являются центром притяжения уличных артистов, художников, прочей богемы, а также одной из главных местных достопримечательностей.
МЕТРО
Ещё по традиции идущей с советского периода метро строится в городах-миллионниках. На сегодня в России действуют семь метрополитенов, хотя численность городов переваливших за миллионную отметку гораздо больше. Но Нижний Новгород и Казань всё-таки успели обзавестись своими сабвэями.
Казанский метрополитен является на сегодня самым молодым из существующих в России, и пока единственным построенным после 1991 года. Открытие приурочено к 1000-летию Казани, и во многом носило символический акт престижа и авторитета города. Пока что казанское метро имеет одну линию, но в планах стоит его дальнейшее расширение.
Первая линия нижегородской подземки открылась в 1985 году, после развала СССР его развитие сильно затормозилось, начатое строительство второй линии было завершено в 1993 году в весьма укороченном варианте. В связи с особенностями рельефа - город очень круто поднимается в гору, некоторые линии проложены над землёй, а для соединения районов разделённых Окой построен метромост.
Безусловно и казанскому, и нижегородскому метрополитенам трудно тягаться с московским по технологическим и, что весьма актуально, эстетическим параметрам с московским метро, которое само по себе является московской достопримечательностью. В рассматриваемых городах оно носит больше утилитарное назначение.
Вердикт: пока что равенство. Рассмотрим дополнительные параметры для выявления более достойного...
Продолжение следует....
Рекомендуемые статьи: Одна особенность что выделяет Москву и Берлин на фоне других столиц Европы II Несостоявшаяся столица России II Шуя - родовой удел последних Рюриковичей на русском престоле II Зальцбург. Две тысячи лет истории в составе шести империй
Понравилась статья - выбирайте палец вверх, Ваша положительная оценка внесёт вклад в развитие канала.