Найти тему
НУАР-NOIR

Главный «фантомас» советского кино-криминала

У актера Юрия Шерстнева под сотню ролей. И большая часть из них - хорошие люди: водители, изобретатели, партизаны и т.д. Однако в силу внешности зрителю он запомнился своими отрицательными образами. Попытаемся вкратце проследить «негативную эволюцию» этого замечательного актера.

Кадр из фильма "Рожденная революцией" (1974)
Кадр из фильма "Рожденная революцией" (1974)

Его попадание в «криминал» произошло во второй серии фильма «Рожденная революцией», где он предстал в образе бандита по кличке «Волк», который маскировался под сотрудника ЧК. Дело происходит сразу же после революции, Москва вновь готовится стать столицей, а потому надо подчисть местные «уголовные ряды».

Однако «фатальным» был фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979), где актеру досталась небольшая роль палача из Лилля. Но тот получился настолько колоритным, даже более убедительным, чем «Призрак замка Моррисвилль», а потому киношники решили: вот он - наш Фантомас!!! - и стали предлагать Юрию Борисовичу негативные роли.

Кадр из фильма "Цыган" (1979)
Кадр из фильма "Цыган" (1979)

Почти сразу же после этого был лысый предводитель бандитов из мега-популярного многосерийного фильма «Цыган» (1979). Именно так актер в массовом сознании стал восприниматься как «криминальный персонаж».

Кадр из фильма "Привал странников" (1990)
Кадр из фильма "Привал странников" (1990)
Кадр из сериала "МУР есть МУР" (2004)
Кадр из сериала "МУР есть МУР" (2004)

Потому едва ли было удивительным, что в «Привале странников» (1990) он примерил на себя облик рецидивиста «Палёного», который опознает отставного муровца в ресторане. Что интересно, именно эта же роль досталась актеру в ремейке фильма, а именно, третьем сезоне уже российского сериала «МУР есть МУР». Милиционеры на пенсии меняются, а криминалитет остается всё тем же самым…

Что до нас, то больше всего мы ценим Юрия Шерстнева за роль официанта Курдюмова из «Города Зеро» (1988). Сцена с тортом в виде головы главного героя – бесподобна. «Съешьте кусочек, ведь наш повар старался». Опять же гибель этого персонажа запускает цепь совершенно абсурдных событий, в которые оказывается втянут прибывший в командировку Алексей Варакин.

Кадр из фильма "Антикиллер" (2002)
Кадр из фильма "Антикиллер" (2002)

«Авторитетный вор» по кличке «Метла» из «Антикиллера» и его сиквела – это по большому счету продолжение образа «Палёного», по сюжету можно было бы даже не менять кличку. Так можно было выстроить более сложную «сюжетную сеть».

Кадр из сериала "Есенин" (2005)
Кадр из сериала "Есенин" (2005)

Опасная локация, где слишком много юных барышень

Мы долго не могли понять, кого же нам напоминает патологоанатом из сериала «Есенин», который детально описывает детали смерти на основании предоставленных ему сведений. И именно он подводит следователя МУРа, подполковника Хлыстова к тому, что поэт в своё время был именно убит, а не сам свел счеты с жизнью.

Кадр из фильма "Цареубийца" (1991)
Кадр из фильма "Цареубийца" (1991)

Восьмой смертный грех, которого нет в католичестве

Так вот, этот образ фактически являлся копией безымянного медбрата из мистико-психологического триллера «Цареубийца» (1991). Это отсылает к «современной» линии сюжета, в которой персонаж Малкольма Макдауэлла находится в провинциальной психушке.