Споры о влиянии на звук фазы сети были и будут всегда и с этим ничего не сделаешь. Существуют и другие "вечные" разногласия у любителей аудио: какой привод у винила лучше (ролик пассик или прямой), влияют ли сетевые, акустические, цифровые и межблочные кабели на звук, аналоговый звук лучше или цифра, может или не может компьютер быть источником качественного звука и т.д. Но я хотел написать не просто о положении вилки в розетке, а о том, что нужно соблюдать при разработке и проектировании источников и усилителей, в которых очень часто бывает больше одного трансформатора в питании.
Я не открою Америки, если скажу, что все трансформаторы внутри одного устройства должны быть сфазированы, а особенно силовые, от которых питаются звуковые цепи. Однако, даже в дорогих промышленных устройствах, это часто не соблюдается. Не знаю почему, но это так. В авторских конструкциях картина такая же - есть разработчики, для которых сфазированность является аксиомой, а есть такие, которые вообще не следят за этим - лепят как получится.
Для начала, расскажу как определить правильное подключение трансформатора к фазе сети. Это реально очень просто - нужно иметь обычную индикаторную отвертку за 50 руб и уметь ей пользоваться. Для проверки правильного положения фазы трансформатор подключается к сети с ненагруженными вторичными обмотками, а индикаторной отверткой нужно коснуться выводов вторичных обмоток - если неоновая лампочка загорелась, значит фаза подана на первичку неправильно. У правильно подключенного к сети трансформатора индикаторная лампа отвертки на вторичках не светится.
Отсюда, кстати, можно сделать некоторые выводы о том, почему имеет место сам факт влияния положения сетевой вилки на звук. Думаю, что раз индикаторная отвертка регистрирует фазу на вторичках, при неправильном подключении, то паразитное излучение трансформатора при таком положении в разы сильнее и на выпрямитель попадает больше наводок из сети. Трансформаторы находятся внутри корпуса и все паразитные излучения оказывают влияние на платы и проводники сигнальных цепей, на входные каскады, в первую очередь.
Я проводил эксперимент, который может повторить любой желающий, если в наличии есть прибор для измерения переменного напряжения величиной от десятков микровольт - подключал к корректору для винила (с закороченными входами), с БП внутри корпуса, на выход микровольтметр и замерял переменное напряжение на выходе в обоих положениях сетевой вилки. При неправильной фазе сети напряжение помех на выходе устройства почти вдвое больше. Трансформаторов внутри было два и они сфазированы между собой.
А теперь давайте представим, что происходит внутри корпуса аудиокомпонента, если все трансформаторы (когда их больше одного) не сфазированы между собой: при любом положении сетевой вилки какой-нибудь из трансформаторов, или даже несколько, будут иметь неправильное подключение к фазе сети со всеми вытекающими последствиями, описанными выше. То есть, как ни крути вилку в розетке, лучше уже не будет. Наверное, "благодаря" таким устройствам и появился миф, что у "правильно построенного" блока питания нет никакой реакции на фазу сети.
В принципе, можно, наверное, трансформатор сконструировать так, чтобы снизить влияние положения фазы, учитывая тот факт, что индикаторная отвертка не светится на вторичках, если начало сетевой обмотки приходится на нулевой провод, а её конец - на фазовый. Мне даже приносили на тестирование усилитель, у которого был сетевой трансформатор с двумя катушками, на которых было по половине первички, а соединены они были так, чтобы оба провода трансформатора, идущих к сетевому разъему, были с конца обмоток. Вроде, все по феншую, но усилитель на фазу сети реагировал все равно. Может, немного поменьше обычного, но было слышно. А человек очень старался сделать так, чтобы влияния вообще не было и продемонстрировать свое достижение друзьям меломанам и мне. Правда, в его усилителе было три трансформатора - два для аудиоцепей и один для сервисных. Что там было с фазой третьего транса - я не знаю. Тогда в голову не пришло спросить, а теперь уже лет 10 прошло с того прослушивания.
В одной из своих конструкций я мотал очень мощный (около 2 кВт) тороидальный трансформатор на сердечнике от ЛАТР 1956 года выпуска и железо там было такое, что у меня вся первичная обмотка уместилась в один слой, хотя провод сетевой обмотки был 1,5 мм сечением. Наивно думал, что в этом случае нет разницы куда приходит фаза, а куда нуль и был уверен, что получившемуся усилителю будет реально по барабану, как его включать в розетку. Но моя уверенность растворилась, как туман над рекой, при первом же прослушивании - усилитель "прекрасно" реагировал на фазу сети. Этот оконечный усилитель на фото ниже - построен был в 2000-м году.
Есть разница в звуке если использован импульсный блок питания - но механизм этого явления не разбирал, по одной простой причине - в своих конструкциях ИБП не использую и источники звука стараюсь подбирать так, чтобы в них не было ИБП, хотя бы в питании аналоговых цепей. Если кто изучал этот вопрос и готов поделиться своим мыслями в комментариях, то было бы очень интересно почитать.
Вывод пока такой: за весь период моего увлечения аудио, а началось это с 1987 года, ориентировочно, мне не встречался аудиокомпонент, который бы вообще не реагировал на переворот вилки в сети.
Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои. На заглавном фото мой усилитель TiERRA. Все его трансформаторы (их 4) сфазированы между собой.
Винтажные полные усилители в моих обзорах
Мои статьи о винтажных проигрывателях винила
Мои статьи о винтажных ресиверах
Мои статьи об импортных винтажных магнитолах
Мои статьи о катушечных магнитофонах
Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР
Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках
Ламповые усилители в моих обзорах
Цифровые источники звука в моих обзорах
Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах
Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
С уважением, О. Шаманков ( Prophetmaster )
#влияние фазы сети #фазировка трансформаторов #аудиотехника #prophetmaster #prophetmaster audio