Из всех художественных жанров научная фантастика больше всего заинтересована в изучении отношений человека с наукой и технологиями, в изучении возможностей и последствий технологических достижений человечества, в представлении футуристических и далеких миров и в вопросе о нашем месте во вселенной. неизвестных чудес.
За последние 50 лет технологии изменили наш мир невиданными ранее способами, и научная фантастика внесла соответствующие изменения. Хотя за эти годы было снято множество невероятных научно-фантастических фильмов, некоторые из них оставили более неизгладимый культурный след, чем другие. На основе историй о далеких галактиках и альтернативных измерениях, червоточинах и временных петлях и антиутопических версиях нашей собственной хрупкой планеты режиссеры этих фильмов помогли сформировать наше видение будущего и открыли нашему воображению миры, одновременно удивительные и ужасно. Нет никаких сомнений в том, что они самые важные научно-фантастические режиссеры своего времени.
Алекс Гарланд
Алекс Гарланд впервые оставил свой след в конце 90-х, написав роман и адаптацию «Пляж» с Леонардо Ди Каприо в главной роли, а затем написал сценарии для других бестселлеров, таких как постапокалиптический вирусно-ориентированный фильм ужасов «28 дней спустя». Однако недавняя работа Гарленда в качестве режиссера принесла ему место в качестве одного из важных научно-фантастических режиссеров своего поколения.
Режиссерский дебют Гарленда «Ex Machina» - это не только искусно созданный, чертовски крутой научно-фантастический психологический триллер, но и ярко освещающий ужасающие потенциальные последствия использования искусственного интеллекта. Изящный фильм рассказывает о программисте Калебе (Домналл Глисон), который посещает изолированный высокотехнологичный комплекс своего богатого босса Натана (Оскар Исаак) только для того, чтобы влюбиться в ИИ по имени Ава (Алисия Викандер). Но кто на самом деле главный?
Гарланд стал режиссером «Аннигиляции», получившей одобрение критиков адаптации первой книги трилогии Джеффа Вандермеера «Южный предел». В главной роли Натали Портман в составе группы женщин, посланных правительством для изучения феномена, известного как «Мерцание», фильм дал нам одни из самых запоминающихся визуальных эффектов и потрясающе ужасающие сцены в недавней памяти, в том числе медведя с искаженной ДНК. -монстр и Портман устрашающе танцуют со своим гуманоидным двойником.
Дени Вильнёв
Французско-канадский режиссер Дени Вильнев был любимцем фестивалей в течение многих лет, прежде чем добиться известности благодаря высокобюджетным фильмам, таким как «Заключенные» и «Сикарио». Но его восьмой фильм «Прибытие» положил начало его научно-фантастическому руководству. В главной роли Эми Адамс в роли лингвиста, которая должна научиться расшифровывать инопланетный язык, чтобы спасти человечество, «Прибытие» вызвало много похвал, заработав восемь номинаций на премию Оскар и высокие кассовые сборы.
Затем Вильнев был приглашен на роль режиссера «Бегущего по лезвию 2049», сиквела научно-фантастического шедевра Ридли Скотта. Возвращение Харрисона Форда в роли его культового персонажа Ричарда Декарда и соединив его с Райаном Гослингом в роли офицера К, «Бегущий по лезвию 2049» стал впечатляющим продолжением оригинала, который продолжал дразнить публику вопросом, является ли Декард репликантом.
Хотя «Бегущий по лезвию 2049» был чем-то вроде кассового разочарования, фанаты и критики в равной степени хвалили фильм, который помог Вильневу направить предстоящую «Дюну» для Warner Bros. с такими героями, как Тимоти Шаламе и Зендая, «Дюна Вилленуэва». "является последней попыткой адаптации романа Фрэнка Герберта 1965 года о межзвездной аристократии, борющейся за право собственности на наркотик, продлевающий жизнь, под названием" пряность ", после неудачной попытки Александра Ходоровски и критически раскритикованной кассовой бомбы 1984 года, которую поставил Дэвид Линч. Последний фильм «Дюна» имеет грандиозный бюджет в 165 миллионов долларов и должен стать первым из двух фильмов. Будем надеяться, что Вильнев выбьет его из вселенной.
Альфонсо Куарон
Альфонсо Куарон - мексиканский режиссер, который нарезал себе зубы на таких фильмах, как «Маленькая принцесса» и «Большие надежды», прежде чем в 2002 году получил международное признание благодаря своему провокационному и сексуальному дорожному фильму «Y Tu Mama Tambien». Затем он снял фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана», который обычно считается лучшим фильмом из серии о Гарри Поттере.
Но научно-фантастические фильмы Куарона - его самая заметная и признанная критиками работа. Фильм «Дети мужчин» 2006 года, основанный на романе-антиутопии Джеймса о футуристическом мире, в котором человечество столкнулось с 18-летним бесплодием, широко считается одним из лучших фильмов 21 века и принес Куарону первую номинацию на премию Оскар.
Куарон продолжил это в 2013 году, выпустив космический триллер «Гравитация» с участием Джорджа Клуни и Сандры Буллок, удостоенного премии «Оскар». Широко известный за потрясающие визуальные эффекты, «Гравитация» отслеживает двух застрявших астронавтов, которые пытаются вернуться домой после того, как их шаттл был уничтожен. «Гравитация» стал мега-хитом, став самым кассовым фильмом Клуни и Буллока на сегодняшний день, выиграв семь премий Оскар и помог Куарону занять место в анналах истории научно-фантастических фильмов.
Кристофер Нолан
Guardian однажды назвал Кристофера Нолана «Человеком, который перезагрузил блокбастер», отчасти из-за его работы над трилогией «Темный рыцарь». Хотя он снял более мелкие триллеры, такие как «Бессонница» и «Мементо», а также военный фильм «Дюнкерк» и фокусирующийся на фокусниках «Престиж», британский режиссер оставил неизгладимый след своим высокобюджетным научно-фантастическим умом. такие изгибы, как «Начало» и «Интерстеллар».
В «Начало», в котором Лео Ди Каприо играет похитителя снов, Нолан в значительной степени опирается на концепцию «мечта во сне» и использует лучшие компьютерные эффекты той эпохи для создания потрясающего (буквально) головокружительного движения. фильма. «Начало» действительно было блокбастером, став одним из самых кассовых фильмов 2010-х годов и получившим множество наград «Оскар», добавив новый сленговый суффикс к английскому языку: «-цепция», используемый при описании вещей, имеющих эффект вложенности.
Другой научно-фантастический эпос Нолана, более эмоциональный «Интерстеллар», исследовал возможности червоточин, в котором Мэтью МакКонахи играл овдовевшего пилота НАСА, ищущего новый мир для жизни человечества. Еще до премьеры «Тенета» в 2020 году эти фильмы закрепили за Ноланом место одного из самых важных научно-фантастических режиссеров своего времени.
Дэвид Кроненберг
Дэвид Кроненберг - режиссер, наиболее известный своей склонностью к телесному ужасу, крови и запеканию, за что получил такие ласковые прозвища, как «Король венерического ужаса» и «Кровавый барон». Но увлечение Кроненберга слиянием психологического и технологического позволило ему занять место одного из самых важных научно-фантастических режиссеров на сегодняшний день. От головокружительных «Сканеров» до видеоцентрического кошмара «Видеодрома» - уникально интуитивный бренд научно-фантастического ужаса Кроненберга предлагает многое для размышления и даже большего, чего стоит бояться. Его экранизация «Мертвой зоны» Стивена Кинга входит в число лучших экранизаций произведений Кинга.
Но экранизация Кроненберга «Мухи» - его наиболее широко признанная и известная работа. Свободный римейк одноименного фильма 1958 года, версия Кроненберга показывает Джеффа Голдблюма в роли эксцентричного ученого Сета Брандла, который начинает превращаться в муху после того, как кто-то случайно приземляется внутри его самодельной телепортационной машины. Фильм получил премию Оскар за грим за ужасающий «Брандлфлай», но это эмоциональная суть фильма, включая отношения Брандла с журналистом Ронни (Джина Дэвис) и его собственные мысли, когда его тело предает его, что помогает возвышать «Муху». Это ужасно, но это также вдумчивый, трагический рассказ, который подчеркивает глупость человека и пределы нашего контроля над наукой.
Пол Верховен
Человек, снявший «Шоу девушек», может показаться не очевидным выбором для одного из самых важных режиссеров научной фантастики за последние полвека, но голландский режиссер Пол Верховен не тот человек, которого можно привязывать к какому-то одному жанру или любые предвзятые ожидания. С длинным списком фильмов, который включает в себя все, от эротических триллеров до исторических драм, одними из самых заметных работ Верховена являются его высокобюджетные научно-фантастические боевики: «Робокоп» (1987), «Вспомнить все» (1990) и » Звездный десант »(1997).
Каждый из этих фильмов по-своему оставил свой след в мире научной фантастики, благодаря использованию Верховеном социальных комментариев и умению создавать тяжелые спецэффекты, но, пожалуй, именно «Робокоп» оставил самый глубокий след. В умном, жестоком классическом научно-фантастическом боевике Питер Веллер играет офицера полиции Детройта, который тяжело ранен при исполнении служебных обязанностей, но был возвращен к жизни в виде киборга Omni Consumer Products, злой корпорацией, стремящейся приватизировать полицию. сила. Углубляясь в вопросы идентичности и того, что делает нас людьми, высмеивая политику эпохи Рейгана и корпоративную жадность, "Робокоп" очень хорошо держится и остается актуальным сегодня, как никогда.
Терри Гиллиам
Фильмы бывшего участника «Монти Пайтон» Терри Гиллиама часто относятся к сфере фантастики, но из его разнообразной фильмографии некоторые работы выделяются как классика научной фантастики. Один из них - «Двенадцать обезьян» (1995), в котором пленника из будущего (Брюс Уиллис) отправляют назад во времени, чтобы раскрыть причину чумы, призванной уничтожить человечество. Жестокий, безумный и пьянящий, фильм сначала поразил критиков и зрителей, но с тех пор стал культовой классикой, более актуальной, чем когда-либо.
Однако наиболее заметным фильмом Гиллиама является «Бразилия» (1985), антиутопическая, сатирическая научно-фантастическая фантастика, нацеленная на сокрушительные механизмы корпоративизма и бюрократии через злоключения офисного работника низкого уровня Сэма (Джонатан Прайс) ). Когда застрявшая в принтере муха приводит к орфографии в правительственной форме, это запускает цепочку событий, побуждающих несчастного, склонного к мечтаниям Сэма, попытаться спасти девушку своих фантазий, пытаясь избежать всевидящего тоталитарный орган, «Министерство информации».
Отчасти вдохновленный фильмом Джорджа Оруэлла «1984» (Гиллиам забавлялся идеей назвать фильм «1984 1/2» ) и описанный Гиллиамом как «пост-оруэлловский взгляд на доорувелловский мир», можно сказать Через 1985 год Бразилия была «1984», но ее культурная значимость и влияние сегодня не менее сильны. «Бразилия» часто упоминается как источник вдохновения для других режиссеров, включая «Прокси Хадсукера» братьев Коэн и «Деликатесы» Жан-Пьера Жене и Марка Каро.
Роберт Земекис
Великий Скотт! Было бы упущением составить список «важных режиссеров научной фантастики», не включив в него Роберта Земекиса. Научно-фантастическая комедия 1985 года «Назад в будущее», посвященная путешествиям во времени, считается одним из величайших когда-либо снятых фильмов и остается неизменно популярным во всем мире благодаря огромному культурному влиянию. Фильм познакомил мир с Марти Макфлай (Майкл Дж. Фокс), типичным подростком, который путешествует на машине времени, сделанной из Delorean в 1955 году. Там он встречает своих будущих маму и папу (Леа Томпсон, Криспин Гловер), которые все еще учатся в старшей школе, но когда его мама влюбляется в него, ему приходится все перевернуть, иначе он рискнет попасть в безрадостное будущее, в котором он вообще не родился.
«Назад в будущее» стал самым кассовым хитом 1985 года, положив начало франшизе с двумя сиквелами, снятыми Земекисом, некоторыми дополнительными проектами и даже поездкой в тематические парки Universal Studios . Что может быть важнее этого?
Вачовски
Просыпайся, Нео.
Нельзя просто составить список важных научно-фантастических режиссеров и не упомянуть Лану и Лилли Вачовски, сценаристов-постановщиков трилогии «Матрица». Созданный под влиянием японского аниме, а также гонконгских боевиков, «Матрица» стал штурмом в 1999 году с момента его выпуска, когда зрители и критики были поражены впечатляющими последовательностями боевиков и новаторскими визуальными эффектами. Оборачивая умопомрачительные философские и духовные темы в гладкую эстетику киберпанка, «Матрица» в основном задает вопрос: «Что, если мы все просто живем в симуляции, чувак?» Результаты невероятно интересны. Создав «Матрицу», Вачовски продвинули научную фантастику в новые захватывающие места, помогая придумать концепцию приема «красной пилюли» и донесения цитируемой мудрости, такой как «
В то время как Вачовски продолжили свою научно-фантастическую серию с такими фильмами, как «Облачный Атлас» и «Восхождение Юпитера», их имена остаются синонимами «Матрицы». К счастью для нас, у Ланы Вачовски есть четвертый фильм из серии «Матрица» , хотя и без участия Лилли.
Джон Карпентер
Джон Карпентер известен как «Мастер ужасов» благодаря классическим устрашающим фильмам, таким как «Хэллоуин» (1978), но некоторые из его фильмов также являются произведениями научно-фантастического мастерства, в том числе его шедевр научно-фантастического ужаса «Вещь» ( 1982). Адаптация повести Джона Кэмпбелла-младшего "Кто идет?" и его экранизация 1951 года «Вещь из другого мира», «Вещь» Карпентера рассказывает о группе научных исследователей в Антарктиде, которые сталкиваются с паразитической инопланетной формой жизни, способной убедительно имитировать другие организмы и угрожающей уничтожить человечество.
С Куртом Расселом в главной роли в роли пилота вертолета Дж. Р. Макриди, «Вещь» эффективно и пугающе изображает паранойю и страх, охватившие изолированную группу, поскольку они теряют способность доверять друг другу, неспособные различать, кто может быть человеком, а кто - «вещью». . " Первоначально панорамированный, «Вещь» подвергся переоценке с годами и теперь считается одним из лучших фильмов ужасов и научно-фантастических фильмов всех времен.
Другие известные научно-фантастические работы Карпентера включают «Они живут», «Побег из Нью-Йорка» и «Звездный человек». В 2019 году Карпентер был удостоен награды Golden Coach на Каннском фестивале за свои жизненные достижения в кино, присоединившись к таким режиссерам, как Мартин Скорсезе, Вернер Херцог и Агнес Варда.
Джеймс Кэмерон
Имя Джеймса Кэмерона является синонимом остросюжетной научной фантастики с огромным бюджетом и высокими кассовыми сборами, и мы, безусловно, благодарны за это. В настоящее время Кэмерон занимает первое место в рейтинге самых кассовых фильмов всех времен с его эпическим научно-фантастическим фэнтези «Аватар». Фактически, «Аватар» принес настолько большой доход, что у него даже есть собственная тематическая территория в тематическом парке Disney's Animal Kingdom.
Еще до того, как Кэмерон завоевал мировую кассу, он успел поработать над классическим научно-фантастическим боевиком 1984 года «Терминатор». С Арнольдом Шварценеггером в роли киборга-убийцы, посланного назад во времени, чтобы убить Сару Коннер (Линда Гамильтон) до того, как она родит сына, которому суждено спасти человечество, "Терминатор" стал хитом, породившим миллиардную франшизу; его продолжение, «Терминатор 2: Судный день» побило мировые рекорды кассовых сборов и заслужило похвалу критиков как одно из лучших продолжений, когда-либо созданных.
В перерывах между «Терминаторами» Кэмерон нашел время, чтобы написать и направить еще один классический научно-фантастический боевик «Чужие» (1986), который также многими считается одним из лучших когда-либо созданных научно-фантастических и боевиков.
Стивен Спилберг
Стивен Спилберг - один из самых известных режиссеров всех времен. Его вклад в кино и поп-культуру неизмерим, в том числе вклад в его многочисленные научно-фантастические фильмы, в том числе «Близкие контакты третьего рода», «Искусственный интеллект ИИ», «Отчет меньшинства» и «Война миров».
«Инопланетянин: инопланетянин» (1982) о мальчике по имени Эллиот, который дружит с своенравным инопланетянином, оставленным его инопланетными товарищами, был самым кассовым фильмом всех времен в течение многих лет после его выпуска и остается одним из самых кассовых фильмов. любимые фильмы режиссера. Это один из многих фильмов Спилберга, внесенных в Национальный реестр фильмов как «культурно, исторически или эстетически значимых». Логотип производственной компании Спилберга, Amblin Entertainment, представляет собой изображение из фильма Эллиотта и инопланетянина, едущего на велосипеде по Луне, доказывая, что «инопланетянин» занимает такое же особое место в сердце режиссера, как и во всем нашем.
Джордж Лукас
«Давным-давно в далекой-далекой галактике ...»
Вам будет трудно найти кого-нибудь, кто не знаком с эпической фразой из вступительного слова Джорджа Лукаса «Звездные войны» (1977). Основные фильмы эпической космической оперы Лукаса и порожденная им франшиза по-прежнему доминируют в ландшафте поп-культуры. Задним числом названный «Звездные войны: Эпизод IV - Новая надежда», «Звездные войны» начали героическую сагу о Люке Скайуокере, которая в конечном итоге охватила девять фильмов в трех трилогиях и стала глобальным явлением благодаря своим знаковым персонажам и захватывающему построению мира. .
Хотя «Новая надежда» была снята более 40 лет назад, Лукас остается одним из самых важных научно-фантастических режиссеров нашего времени благодаря непреходящему наследию франшизы «Звездных войн», включая трилогию приквелов, которую он возглавлял в период с 1999 по 2005 годы. Создавая сериалы, комиксы, видеоигры, тематические парки и массу товаров, «Звездные войны» остаются неизменно популярными. Джордж Лукас, да пребудет с тобой Сила всегда.
Ридли Скотт
Сэр Ридли Скотт снял много отличных фильмов, но он возглавляет наш список важных научно-фантастических режиссеров, сняв два лучших научно-фантастических фильма всех времен: «Чужой» (1979) и «Бегущий по лезвию» (1982). В основанном на франшизе научно-фантастическом фильме ужасов «Чужой» Сигурни Уивер играет Эллен Рипли, члена экипажа злополучного космического буксира «Ностромо». Обнаружив на луне LV-426 кучу яйцеподобных объектов, экипаж случайно допускает на борт разрывающего грудь инопланетянина. Остальное - история научно-фантастического кино. Персонаж Рипли Уивера в «Чужом» был новаторским в том, что бросил вызов традиционным гендерным ролям, что привело к появлению одной из самых значительных женских героинь в кино.
«Бегущий по лезвию» - еще один шедевр Скотта и классическая фантастика в стиле нео-нуар. На основе рассказа Филиппа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» Действие фильма происходит в футуристическом антиутопическом Лос-Анджелесе. В нем рассказывается о бывшем полицейском Ричарде Декарде (Харрисон Форд), «бегущем по лезвию», которому поручено охотиться на четырех «репликантов», сбежавших из колоний и вернувшихся на Землю. «Бегущий по лезвию» с его футуристическим промышленным дизайном, захватывающим синтезаторным саундтреком от Вангелиса и сложными размышлениями о том, что делает людей людьми, является культовым, влиятельным и прочным произведением научно-фантастического кино.