Найти тему
Голландец в России

Как правильно критиковать, чтобы человек не обиделся (методы, которые в Голландии знают с детства)

Уже больше года у меня есть блог. С удовольствием пишу и видео делаю. И всегда интересно читать комментарии. Я уже помню многих из читателей, кто часто комментирует, и с интересом жду их комментарии, когда новый пост написал.

Мне очень интересно читать комментарии. Фото: из личного  архива
Мне очень интересно читать комментарии. Фото: из личного архива

Обычно комментарии вежливые и позитивные. Читатели говорят, что им нравится, или в чём они не согласны со мной или с другими, говорят про свой опыт и дают хорошие советы. Но иногда, нечасто, я читаю непозитивные комментарии, и не только не позитивные, но тоже с оскорблениями, в том числе других читателей. Я с таким в Голландии раньше не сталкивался.

Поэтому мне интересно, почему люди пишут оскорбления? Что это добавляет их сообщению? Почему без оскорбления не могут сказать свою мысль?

Я заметил, что люди называют такие негативные сообщения с оскорблениями критикой. Но это не критика, потому что цель критики - показать, что неправильно, и помочь исправить. Правильная критика не обижает человека. Так нас учили в школе в Голландии. Я думал, это очевидные вещи. Но я увидел, есть люди, кто не видит разницы между критикой и оскорблениями. Тогда я решил написать этот пост и рассказать, как учат детей в Голландии этому.

Важна обратная связь, а не критика

Первое: нас учили не критиковать, а давать feedback (обратную связь). Какая разница? Критика концентрирует внимание на недостатке, а обратная связь - на том, как его исправить.

Первое - неправильная критика. Второе - обратная связь.
Первое - неправильная критика. Второе - обратная связь.

Когда стоит писать критику, а когда - нет

Перед тем, как напишешь критику, стоит ответить на вопросы:

  1. Почему я пишу критику? Потому что хочу помочь, или потому что у меня плохое настроение, и я просто вредина?
  2. Моя критика конструктивна? (полезна, позитивна?)
  3. Я нашёл по крайней мере 2 позитивных момента для комплимента во время критики? (я расскажу, почему это важно, когда буду писать про "метод гамбургера")

Не всегда критика нужна. Если цель сообщения - поделиться негативными эмоциями, оскорбить, обвинить, то эта критика не будет полезной.

Первая критика не помогает человеку. Цель второй критики - помочь исправить.
Первая критика не помогает человеку. Цель второй критики - помочь исправить.

Критика хороша и нужна, когда её цель - помочь человеку исправить проблемы и предложить ему разные варианты.

Как правильно давать критику

Нас в школе учили общаться позитивно, чтобы было меньше конфликтов (в конце - ссылка на пост с подробностями), например, нам давали задания: рассказать о положительных чертах одноклассника, какие сильные и слабые стороны, как можно помочь улучшить слабые стороны.

Так мы научились:

  • отмечать сильные стороны собеседника, и рассказать, что можно сделать лучше и как именно, например:
Лучше делать акцент на том, как исправить ситуацию.
Лучше делать акцент на том, как исправить ситуацию.
  • критиковать действия, но не человека, (вместо "какой ты глупый" лучше "я понимаю, что тема сложная, и тебе не удалось справиться с заданием. Чтобы его сделать правильно, тебе стоит подробнее изучить тему и сделать акцент на последней части, там есть много полезных советов")
  • когда кого-то критикуешь или даёшь своё мнение, важно сделать так, чтобы не обидеть человека: без оскорблений, с уважением (но мне кажется, так в России тоже в школах учат, да?)

Как сделать, чтобы человек не обиделся и прислушался к критике

Этот метод используют в школе, в университете, везде. Фото: из личного архива
Этот метод используют в школе, в университете, везде. Фото: из личного архива

Есть очень эффективный способ критики - метод гамбургера, когда ты начинаешь критику с честного комплимента, говоришь о том, что человек сделал хорошо. Потом "мясо" идёт (говоришь о проблеме, и как можно исправить её). И заканчиваешь снова позитивом или комплиментом.

Этот метод довольно эффективный, потому что человек легче слушает критику, и не начинает сразу защищать себя.

Мастер-класс от читателя блога

В заключение - пример хорошей критики, которая была полезная и действительно помогла:

Мастер-класс от читателя: как делиться обратной связью
Мастер-класс от читателя: как делиться обратной связью

Критика - это хорошо, если делать это правильно: если она не обижает другого, а помогает. Хорошо, когда критика позитивная, как и общение тоже.

Если люди будут больше общаться друг с другом позитивно и относиться к другим с уважением, то мир лучше будет.