Уже больше года у меня есть блог. С удовольствием пишу и видео делаю. И всегда интересно читать комментарии. Я уже помню многих из читателей, кто часто комментирует, и с интересом жду их комментарии, когда новый пост написал.
Обычно комментарии вежливые и позитивные. Читатели говорят, что им нравится, или в чём они не согласны со мной или с другими, говорят про свой опыт и дают хорошие советы. Но иногда, нечасто, я читаю непозитивные комментарии, и не только не позитивные, но тоже с оскорблениями, в том числе других читателей. Я с таким в Голландии раньше не сталкивался.
Поэтому мне интересно, почему люди пишут оскорбления? Что это добавляет их сообщению? Почему без оскорбления не могут сказать свою мысль?
Я заметил, что люди называют такие негативные сообщения с оскорблениями критикой. Но это не критика, потому что цель критики - показать, что неправильно, и помочь исправить. Правильная критика не обижает человека. Так нас учили в школе в Голландии. Я думал, это очевидные вещи. Но я увидел, есть люди, кто не видит разницы между критикой и оскорблениями. Тогда я решил написать этот пост и рассказать, как учат детей в Голландии этому.
Важна обратная связь, а не критика
Первое: нас учили не критиковать, а давать feedback (обратную связь). Какая разница? Критика концентрирует внимание на недостатке, а обратная связь - на том, как его исправить.
Когда стоит писать критику, а когда - нет
Перед тем, как напишешь критику, стоит ответить на вопросы:
- Почему я пишу критику? Потому что хочу помочь, или потому что у меня плохое настроение, и я просто вредина?
- Моя критика конструктивна? (полезна, позитивна?)
- Я нашёл по крайней мере 2 позитивных момента для комплимента во время критики? (я расскажу, почему это важно, когда буду писать про "метод гамбургера")
Не всегда критика нужна. Если цель сообщения - поделиться негативными эмоциями, оскорбить, обвинить, то эта критика не будет полезной.
Критика хороша и нужна, когда её цель - помочь человеку исправить проблемы и предложить ему разные варианты.
Как правильно давать критику
Нас в школе учили общаться позитивно, чтобы было меньше конфликтов (в конце - ссылка на пост с подробностями), например, нам давали задания: рассказать о положительных чертах одноклассника, какие сильные и слабые стороны, как можно помочь улучшить слабые стороны.
Так мы научились:
- отмечать сильные стороны собеседника, и рассказать, что можно сделать лучше и как именно, например:
- критиковать действия, но не человека, (вместо "какой ты глупый" лучше "я понимаю, что тема сложная, и тебе не удалось справиться с заданием. Чтобы его сделать правильно, тебе стоит подробнее изучить тему и сделать акцент на последней части, там есть много полезных советов")
- когда кого-то критикуешь или даёшь своё мнение, важно сделать так, чтобы не обидеть человека: без оскорблений, с уважением (но мне кажется, так в России тоже в школах учат, да?)
Как сделать, чтобы человек не обиделся и прислушался к критике
Есть очень эффективный способ критики - метод гамбургера, когда ты начинаешь критику с честного комплимента, говоришь о том, что человек сделал хорошо. Потом "мясо" идёт (говоришь о проблеме, и как можно исправить её). И заканчиваешь снова позитивом или комплиментом.
Этот метод довольно эффективный, потому что человек легче слушает критику, и не начинает сразу защищать себя.
Мастер-класс от читателя блога
В заключение - пример хорошей критики, которая была полезная и действительно помогла:
Критика - это хорошо, если делать это правильно: если она не обижает другого, а помогает. Хорошо, когда критика позитивная, как и общение тоже.
Если люди будут больше общаться друг с другом позитивно и относиться к другим с уважением, то мир лучше будет.