Найти тему
Голландец в России

Как голландские учителя борются с конфликтами детей в школе

Оглавление

Читательница написала мне и спросила, как в Голландии решают проблемы с хулиганами в классе. У её сына в школе проблема: 2 хулигана обижают других детей и не дают учиться.

Я не знал ответа, потому что я никогда не решал таких проблем. Тогда я спросил моего папу об этом. Он работает в голландской школе больше 45 лет. Он учитель географии. Дополнительно он преподавал историю, экономику и религию. И он больше 10 лет помогал ученикам решать проблемы дома или в школе: с учениками или с другими учителями.

Высшая школа в Голландии. Фото: из личного архива
Высшая школа в Голландии. Фото: из личного архива

Позитивная атмосфера в классе

Он рассказал, что самое главное, с чего важно начать, - это создание позитивной атмосферы в классе.

Первые 2 недели самые важные для учителя и для учеников. В это время группа привыкает друг к другу и пытается найти границы. Важно для учителей смотреть, как атмосфера создаётся в группе. И в этот момент установить правила позитивного общения.

В нашей группе мы: Веселимся. Заступаемся друг за друга. Слушаем друг друга. Делаем ошибки. Говорим "извините". Прощаем.
В нашей группе мы: Веселимся. Заступаемся друг за друга. Слушаем друг друга. Делаем ошибки. Говорим "извините". Прощаем.

С этими правилами ученики получают идеи, как хорошо общаться друг с другом, что делать хорошо и правильно.

Игры-помощники

Во время учёбы учителя продолжают работать с атмосферой в классе. И игры для позитивного общения помогают хорошо.

Например, в классе моей сестры (она тоже учитель, учит младший класс) висят плакаты про орла Кондора и индюка Какуна. И детям рассказывают о том, что есть позитивное общение. И общаться позитивно - это хорошо.

Постер в классе моей сестры. Фото: из личного архива
Постер в классе моей сестры. Фото: из личного архива

Если ты добрый, дружелюбный, думаешь о чувствах другого, думаешь перед тем, как что-то сказать, то ты ведёшь себя как Кондор.

Если ты говоришь, не думая, если ты не заботишься о чувствах другого человека, часто используешь такие слова как "никогда", "всегда", "каждый раз", то ты выглядишь как Какун.

Мало кто хочет быть Какуном, поэтому ученики стараются делать как Кондор.

Внимание каждому ребёнку

Проблема, когда дети плохо себя ведут, - это недостаток внимания. В голландских школах учитель пытается дать внимание каждому ученику уже в начале дня: приветствовать каждого ученика лично. И ученик может сам выбрать, как поздороваться с учителем: дать "пять", стукнуться боком, пожать руку или обнять.

Плакат на входе в класс. Учитель приветствует каждого ученика лично. А ученик выбирает, как поздороваться с учителем. Фото: из личного архива
Плакат на входе в класс. Учитель приветствует каждого ученика лично. А ученик выбирает, как поздороваться с учителем. Фото: из личного архива

Роль комплиментов

Другая причина буллинга - дети не уверены в себе, и обижая других, они пытаются стать выше за счёт этого. Поэтому важно помочь сделать учеников уверенными в себе. И учителя часто их хвалят, поддерживают, делают комплименты. Успехи учеников или класса все дети празднуют аплодисментами.

Также важно получать комплименты от других учеников. Поэтому есть игра с комплиментами: другие дети пишут хорошее о каждом ребёнке (например, "хорошо читает" или "очень добрый").

Доска с комплиментами одноклассникам: "Ты можешь быстро бегать", "Ты можешь хорошо читать", "Ты очень милый". Фото: из личного архива
Доска с комплиментами одноклассникам: "Ты можешь быстро бегать", "Ты можешь хорошо читать", "Ты очень милый". Фото: из личного архива

Помощь друг другу

Также хорошо для позитивной атмосферы, когда дети работают вместе и помогают друг другу. Поэтому учителя делают специальные игры для помощи друг друга. И также каждый ученик пишет, какая помощь ему нужна, и с чем он готов помочь другим:

На зелёном: "Я рад помочь..." - и дети пишут, с чем могут помочь ("с чтением", "со математикой", "с письмом"). На синем: "Я хочу узнать это лучше..." - и дети пишут, что хотят делать лучше ("читать", "считать")
На зелёном: "Я рад помочь..." - и дети пишут, с чем могут помочь ("с чтением", "со математикой", "с письмом"). На синем: "Я хочу узнать это лучше..." - и дети пишут, что хотят делать лучше ("читать", "считать")

Общение с особенными детьми

Дети-инвалиды и особенные дети ходят в школу тоже. И учителя готовят детей к общению с одноклассниками. Они объясняют, например, что такое аутизм, говорят, почему может быть какое-нибудь заболевание. Как правильно общаться с такими детьми.

Я рассказал о профилактике плохих отношений в школе, но он не отвечает на сообщение читательницы о 2 хулиганах в классе.

Поэтому в следующем посте я расскажу о методах, которые мой папа использовал бы, если в его классе 2 хулигана плохо себя вели. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить.

Мне интересно, а как в России делают позитивную атмосферу в классе? Какие методы используют русские учителя?

-7