В минувший четверг в первом чтении большинством голосов принят «Закон о QR-кодах». Сначала даже не думал комментировать, так как основное здесь то, что он принят и что принят без особых возражений. Но все ж есть ряд интересных моментов, которые стоит упомянуть.
Так и не выдержавший согласований «парный» проект закона о QR-кодах в транспорте с рассмотрения сняли. Слишком большие потери сулила вся история перевозчикам (или государству). И, как сказал президент, «… под Новый год вводить ограничения подобного рода- достаточно сложная история». Например, на днях авиакомпании стали требовать отказа от возврата средств при отсутствии кодов по невозвратным тарифам. И РЖД, и «Аэрофлот» очень кстати запросили еще и возмещение затрат на дорожающее топливо. В общем, договориться не удалось. Да и смысла особого в канун нового года в этом не было.
Кстати, текст законопроекта именно об ограничениях в транспорте (поправки в Воздушный кодекс и Устав железнодорожного транспорта) до последнего не был обнародован, что весьма показательно. А вот с принятым сейчас рамочным законопроектом «О QR-кодах в общественных местах» все оказалось намного проще. И это тоже показательно. Что в нем важно, не считая уже растиражированного всеми СМИ, что на аптеки и продуктовые магазины система QR-кодов не распространится?
Самое важное: законопроект прошел только первое чтение с отложенным на неопределённый срок вторым. А из этого следует, что:
- поправками ко второму чтению он может быть полностью изменен;
- второе чтение можно будет провести весьма оперативно, как только появится необходимость (принятие сразу в двух чтениях практикуется, но всегда выглядит форс-мажором). По сути вопрос не снят с повестки, а напротив: теперь может быть решен очень быстро.
Если говорить о содержательной части, то :
1. Значительная часть положений законопроекта будет «работать» до 1 февраля 2022 года. Это переходный период, поэтому и требования все очень общие. В этот период QR-коды будут обязательны в общественных местах. Но порядок их применения будет целиком и полностью зависеть от властей регионов. До 1 февраля, кроме QR-кодов, полученных на основании вакцинации или перенесенного заболевания, для прохода на общественные мероприятия/организации культуры будут действительны QR-коды, полученные по ПЦР-тесту. Не получая QR-код, можно будет использовать и справку о перенесенном заболевании, что после 1 числа уже будет невозможно, как и проход по ПЦРу.
2. Никакие конкретные сроки действия тестов/справок/сертификатов вакцинации в Законе, конечно, не оговариваются. Эти «детали» будут установлены актами Роспотребнадзора. Но при этом в законопроекте значится, что в случае ухудшения эпидситуации сроки действия QR-кодов могут изменяться федеральными властями как угодно и разниться для QR-кодов, полученных после вакцинации, и тех, что получены после перенесенного заболевания.
3. Не ясно, что с медотводами, точнее ясно, что в форме справки они могут приниматься для допуска на общественные мероприятия до 1 февраля. Но после окончания этого переходного периода о медотводах уже не упоминается.
4. Вообще-то не все просто и с общественными местами, для которых нужен будет QR-код. В законопроекте значатся «места проведения массовых и других мероприятий, организаций культуры, общественного питания, розничной торговли (за исключением организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, аптечных организаций)». Но есть и уточнение про «иные расположенные на территории субъекта Российской Федерации объекты», перечень которых определяется самостоятельно каждым субъектом. Относится ли фитнес-центр к организации культуры? К чему относятся МФЦ, в которые этим летом в Москве нельзя было попасть без QR-кода, пока действовали ограничения?
5. Лично я обратил внимание и на статью о порядке «оповещения» о пройденных ПЦР-тестах на ковид. Сейчас по умолчанию они передаются в Роспотребнадзор, сдаются строго по паспорту и, как многие уже заметили, у зарегистрированных на Госуслугах часто автоматически потом отображаются в личных данных. В проекте, который прошел первое чтение, четко прописано, что все лаборатории взаимодействуют с Роспотребнадзором, а тот, в свою очередь, уже с Госуслугами. Но при этом передача данных о результатах ПЦР-теста куда-либо проводится только с согласия гражданина. Правда, если сдавший анализ не дает свое согласие на передачу его результатов Роспотребнадзору, то он уже не сможет претендовать на отображение этих данных на Госуслугах. Это неудобно, если тест сдавался для QR-кода.
Но в остальном только с согласия сдающего тест результаты его могут быть куда-либо переданы. А это уже несколько противоречит нынешней практике и меняет всю систему госконтроля. Можно ли считать этот момент «недоработкой», будет ли он исправлен после первого чтения? Пока сказать не могу. Но судя по тому, что в проекте закона есть отдельная Статья 331. «Порядок уведомления граждан о результатах исследований на наличие новой коронавирусной инфекции», вопрос контроля информации при ковид-тестировании будет как-то регламентирован. И это интересно, так как пока тесты (все виды) на выявление COVID- 19 – единственные анализы, которые не могут сдаваться анонимно, что автоматически включает человека в систему социального мониторинга. А в принятой в первом чтении редакции законопроект как бы дает право выйти из-под этого контроля.
Пока примерно так.
Поправки к законопроекту должны быть представлены до средины января, после чего можно ожидать уже второе чтение. По состоянию на данный момент все профильные комитеты и Совет ГД полностью концептуально поддержали внесенный документ при уточнении комитета ГД по охране здоровья, что необходим механизм выдачи QR-кодов на основании выявленных антител. Это означает, что, скорее всего, соответствующие дополнения все же будут внесены ко второму чтению. В остальном многое будет зависеть от текущей ситуации. Не думаю, что теперь возможен полные отказ от всей системы и проект закона зависнет на годы между чтениями, как это часто бывает в ГД. Но, вполне вероятно, что при благоприятном развитии событий ограничения с применением QR-кодов будут закреплены в Законе как «аварийные». Именно поэтому все детали и сроки вытеснены на уровень распоряжений Роспотребнадзора, которые могут оперативно приниматься и оперативно отменяться.