Подводим итоги работы над телом Гриши с педагогом.
1. Нейроупражнения.
2. Море волнуется.
3. Мяч.
4. Речевые команды.
5. Пространство.
6. Внимание.
И это всё.
6 упражнений, которые с апреля по ноябрь мы так или иначе добавляли, растягивали, думали, как упростить и довести до нормального выполнения.
6 упражнений.
И всё.
В статье речь идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.
И вот эти всего лишь 6 упражнений, на мой взгляд, привели к большинству из достижений, описанных вот в этой статье:
В это очень сложно поверить, но, я думаю, что это так.
Да, мы работали ещё и над логопедией и над другими упражнениями за столом.
Но конкретно на развитие психики, думаю, что повлияли именно эти упражнения.
Почему?
1. Нейро - управление своим телом. Если ты с трудом владеешь своим телом, то очень легко теряешь над собой контроль. Даже если не орёшь постоянно, то определённо находишься в постоянном нервном напряжении. Крошечные подвижки в этой области снимают с человека огромную нагрузку, которая ведёт к тому, что окружающие начинают говорить: - О, да он спокойней стал.
2. Море волнуется... - Неумение останавливаться - это слабость, которая отзывается во всех областях жизни. Абсолютно во всех. Коррекция этого навыка - мгновенно приводит к тому, что человек становится сговорчивее, проще идёт на контакт в сложных ситуациях.
Так же "Море" дало плавность движений. А, оказывается, умение плавно двигаться - это большая работа мозга, так же управление своим телом. И (сюрприз) плавность движений тела = более плавная, понятная речь. Хотя напрямую к речи "Море" отношения не имеет, как бы.
3. Мячи. Ну, эту тему мы уже обсуждали в соответствующей статье. Что именно тренирует умение работать с мячом. Отмечу только - опять управление телом, глазомером, тренировка вестибулярного аппарата. А всё это непременно даёт отклик в психике. Чем лучше ты владеешь своим телом, тем увереннее, а соответственно, спокойнее, становишься.
4. Речевые команды - тут, мне кажется, очевидно. Если человек не может выслушивать предложение длиннее 3 слов, как ему живётся? А если смог. И не одно, а два. То что происходит с его навыками общаться? Они устремляются в космос. А для окружающих - Оооо, Гриша со мной разговаривал и слушал меня.
Ну да, потому что может. А раньше не мог. Обращаю ваше внимание. НЕ МОГ. Физически не мог. А не не хотел.
5. Пространство. Та же психика. Каково человеку, который теоретически знает всё о пространстве, а в быту почему-то тупеет от простейшей инструкции: - Там возьми, на полке, справа от сахара.
Ээээ...
Когда такие проблемы решаются, человек становится таким контактным, таким (не люблю этого слова) послушным.
Да просто он наконец понимает, как всё вокруг устроено.
И повторюсь, даже если логопед или дефектолог научил ребёнка всем этим пространственным понятиям (я научила) за столом, вполне может статься, что ребёнок по каким-то причинам не соединяет эти знания с реальностью. А вот потренировавшись на реальных предметах, эта проблема отступает.
6. Внимание. Тут тоже на сцену выбегает психика: - ОГО, Гриша ждёт, слушает, идёт на компромисс.
Ага. Человека научили странным образом (в игре) вычленять главное и второстепенное. А он, как мальчик с хорошим интеллектом, перенёс это в реальность.
---
Вот так я себе представлю следствие этих, на первый взгляд, простейших упражнений.
Именно они сделали Гришу за полгода таким, какой он есть сейчас.
Именно они дали мне возможность в конце ноября, когда возникла такая необходимость, сбросить на Гришу единовременно бомбу из 40 (!!!!) упражнений ЛФК и даже не задуматься, а как же Гришенька справится, а не впадёт ли деточка в истерику.
А ещё год назад я потратила 5 (!!!!!!!!!!!!!!!) месяцев на то, чтобы деточка только на пол укладывался, да вставал тут же, без истеричных припадков.
А спустя год - такое.
Как тут в чудо не поверить.
---
Отлично понимаю, что мой анализ примитивен и поверхностен. И процессы, которые произошли с Гришей - глубже и сложнее.
Но я для себя понимаю это так.
Уточнение. Ничего я на самом деле не понимала и не понимаю толком.
А когда получала упражнения от педагога, думала только об одном: - КАК???????? это сделать. О большем не задумывалась.
Вот, теперь немножко задумалась.
Я могу во всём ошибаться. И может быть, достижения Гриши - это следствие пубертата, смены места жительства, Барсик (чем чёрт не шутит).
Но что-то я сильно сомневаюсь.
Итак.
Работа с телом.
Надо... надо её делать. Потому что именно она, может быть, толкнёт развитие именно психики ребёнка.
Мы делали так.
Чего-то сложного в этом нет.
Не считая того, что ребёнок ничего не может, и приходится раскладывать финальное действие на кусочки и месяцами оттачивать всё по чуть-чуть, а потом собирать и надеяться, что всё сложится.
Но, как видите, это тоже возможно. По чуть-чуть. Черепаший шаг, всё такое.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. Про работу над телом с педагогом я закончила. А все эти статьи вообще-то были вступлением))) перед серией статей об ЛФК.
А, написав их (за один декабрьский вечер), я вдруг поняла, что проанализировала и подвела какой-то итог большому куску работы, который мы проделали с педагогом и Гришей.
Надеюсь, кому-то эта серия будет полезна и сама по себе. Без ЛФК.
И она более мене, как мне кажется, должна закрыть все вопросы типа: - А КАК ЭТО СДЕЛАТЬ????? Ребёнок ничего не хочет.
Вот так. Проанализировать необходимое от ребёнка действие или навык, посмотреть, как делает (или как именно НЕ делает) его ребёнок. Разбить на части, начать из-далека. Например, из-за стола. И постепенно, шаг за шагом, двигаться к финалу.
И снова повторюсь. Вполне вероятно, это займёт месяцы и годы... У нас на это ушло, получается, с первых проб работать с телом в июле 2020 года до ноября 2021 - 17 месяцев. А Грише уже было 10 лет. Говорят, вообще крест пора поставить, и задвинуть за шкаф. Но нет, практика показала, что что-то сделать всё же можно.
Да, долго.
Помните, 5 месяцев на простейшее задание "лечь на матрас". Но, по моим наблюдениям за Гришей, скорость освоения нового увеличивается. По ходу устраняются дефициты и ребёнок начинает соображать быстрее. Всё новое даётся проще.