Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Принцип золотой середины: Норвегия не желает приграничной эскалации в Арктике

Оглавление

Мы неоднократно говорили о стабилизирующей роли в арктической конфигурации скандинавских стран, таких как Швеция, Дания, Исландия и, особенно, Норвегия. Норвегия входит в НАТО, но не заинтересована в эскалации отношений с Россией, ведь в таком случае из стабильного региона территория этого государства превращается в нестабильный и опасный фронтир.

Фото: mroach / Flickr / CC BY-SA 2.0
Фото: mroach / Flickr / CC BY-SA 2.0

Значимый сигнал

Глава МИД Норвегии недавно заявила, что считает важным продолжить диалог с Россией в период напряженности. Анникен Хюитфельд напомнила, что Норвегия состоит в НАТО, однако сообщила, что на границе нет повышенной напряженности и, естественно, Осло не хочет такой напряженности.

Это нормальная позиция страны, которая исходит из необходимости признавать свой суверенитет и свои национальные интересы. Норвегия – непростой партнер для России, однако стороны умеют находить общий язык и жесткой конфронтации между Россией и Норвегией удавалось избежать, хотя спорных вопросов, в том числе и по Шпицбергену, хоть отбавляй. Тут нужно сказать, что нордический менталитет и способность вести трудный диалог без скандализации и политизации, спокойно и размеренно играет свою роль и, безусловно, ценится в Москве.

Анникен Хюитфельд. Фото: Stortinget / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0
Анникен Хюитфельд. Фото: Stortinget / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0

Арена сотрудничества VS Арены борьбы

Эксперты в Норвегии констатируют, что Арктика была ареной международного сотрудничества, но за последние 15 лет она стала ареной конкуренции, в том числе и военных потенциалов. И с этой позицией сложно не согласиться.

Норвегия, скорее всего, продолжит поддерживать Конвенцию ООН по морскому праву, в которой особое внимание уделяется сотрудничеству и защите окружающей среды. Норвегия не входит в Евросоюз, а попытки Брюсселя наложить вето на освоение ресурсов Арктики были встречены твердым несогласием в Осло.  При этом какой будет арктическая политика Норвегии – вопрос стратегический и интересный.

Союзник США

Конечно, Норвегия позиционируется и будет позиционироваться как союзник США. Это инвариант. Вхождение в НАТО и общий контур западной цивилизации к этому обязывает. Норвегия также вынуждена усиливать свой сектор безопасности, что выглядит логично. В последние годы интерес США к Арктике значительно вырос, поэтому и внимание Вашингтона к Скандинавии и, особенно, Норвегии будет высоким.

Фото: Vidar Nordli-Mathisen / Unsplash
Фото: Vidar Nordli-Mathisen / Unsplash

Потенциал стабилизации

В то же время, экспертный дискурс в Норвегии и позиции официальных властей характеризуются более сбалансированными позициями. Осло не может (и, подчеркнем, не хочет) терять отношения с Россией. Это означает, что Норвегия с высокой долей вероятности не поддерживает конфронтацию с Россией. Ни в формате НАТО, ни в формате Евросоюза. Тем более, что по ряду значимых параметров (экономических и экологических) позиции Москвы и Осло совпадают.

В этом плане западные эксперты, в том числе и в США, нередко подчеркивают потенциал конфронтации и акцентируют внимание на спорных вопросах. Это, как уже было сказано, Шпицберген, вопросы добычи рыбы в арктических водах и другие. Но тезис о том, что Россия представляет угрозу для Норвегии – излишне ангажирован. Вполне возможно, что Норвегия будет пытаться ограничить, скорее, влияния Китая, который больше ориентируется все-таки на Данию и Исландию.

Фото:  Samuel Han / Unsplash
Фото:  Samuel Han / Unsplash

Норвегия – несомненный и уважаемый субъект арктической политики, который играет свою игру. Попытки корректировать и одергивать Осло имеют определенный успех, но перегибать с такой игрой коллективный Запад не сможет. Норвегия и норвежцы слишком уважают себя и свой суверенитет. В этой стране средний класс (а он преобладает) настроен очень патриотично и слушать указки со стороны Вашингтона далеко не всегда готов. Координировать свои действия – да, но не слушать указки.

Стратегический диалог России и Норвегии по вопросам Арктики нужно продолжать. В этом плане перспективным, например, представляется стремление вести диалог по вопросам развития местного самоуправления и сохранения коренного населения Арктики. Другие инструменты мягкой силы и общественной дипломатии также имеют перспективы.

Норвегия сегодня показала потенциал стабилизации арктической конфигурации. С высокой долей вероятности эту позицию поддержит и Дания, и Швеция. И каким бы ни был потенциал геополитического противостояния, у скандинавских стран и Финляндии достаточно морального авторитета для того, чтобы выступать с компромиссными стратегиями, а не подчеркивать противоречия и провоцировать конфликты. На фоне общей турбулентности в Арктики этот потенциал все больше будет восприниматься как геополитическая ценность не только в России, но и в США.

***

Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic