Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Работа над телом и слуховым вниманием. Речевые команды.

Продолжим про тело и черепашьи шаги по его "раскачке".

Остановились мы на середине лета 2021 года.

В наличии у нас уже были:

1. Нейроупражнения (оооочень простые).

2. Море волнуется...

3. Мячи.

Речь в статье идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.

Четвёртым пунктом подъехали "Речевые команды" или упражнение "Робот". Не суть. Хотя... Наш педагог считает, что разница есть.

Из самих названий этих упражнений уже понятно, что это такое. Но, на всякий случай, уточню.

"Речевые команды" - это речевые команды. Буквально.

Человеку говорят: - Подними вверх руки.

Он слушает. Делает.

Постепенно команды усложняются: - Подними вверх правую руку.

Потом добавляется ещё команда. Уже две. Потом три, четыре и пять.

Педагог говорит последовательно:

Подними вверх руку, закрой один глаз, открой рот, постучи по столу.

И только после этого ученик начинает всё это делать.

Если кому-то сейчас показалось, что это фигня какая-то, рекомендую сыграть с кем-нибудь в эту игру прямо сейчас. Начните с двух команд. Пусть вам кто-то скажет два действия медленно. Вы сделаете. Потом три, потом четыре.
И поделитесь своими ощущениями. Как? Получилось?

Мы начали с одной команды и дошли до двух. За столом.

Было ли это сложно? Нет. Это было практически невозможно.

Для человека, который на слух очень плохо воспринимает информацию... Который ещё в начале лета не мог слушать книги вообще, вот эти вот "а что же Вы деточке сказки на ночь не читаете?"

Гриша почти не мог выслушивать никакие длинные инструкции. Вся работа с ним основывалась всегда на коротких фразах через паузу. Никаких объяснений, лекций от учителя он не терпел.

И не потому что речь не понимал. Нет. Речь он понимал. Он не мог удержать объёмы речи.

Потому что, как я понимаю, терял нить повествования. И, как честный человек, не мог делать вид, что да, всё в порядке, говори, а я буду молчать. Нет, он переставал понимать, что от него хотят, и сообщал об этом доступным ему способом, социально не приемлемым. Потому что не мог даже сам понять, что с ним происходит. Но то, что виновник этого процесса говорящий, он понимал. И научился говорить: - Замолчи. Ты мне мешаешь.

Ну или совсем уж буквально: - Закрой рот.

И вот такому ученику было предложено задание "Речевые команды".

Такому... Такому, который не просто на слух плохо воспринимает, но и слабо телом своим управляет.

То есть, в одном моменте сошлись все самые жутки дефициты Гриши.

И мы начали.

Сидели за столом и я ему говорила: - Подними руки. Он поднимал. Закрой рот руками, он закрывал.

А когда добавилась вторая команда, всё стало печальнее.

Гриша не мог сделать ни первую, ни вторую команды.

Я произносила команды сразу. Он сидел и хлопал ресницами (в лучшем случае). Я медленно произносила первую команду, он делал, дальше без паузы произносила вторую, он делал.

А потом снова повторяла две команды. Ииии.... Он сидел и хлопал ресницами.
Мы опять повторяли вышеописанную очерёдность. И я опять произносила две команды вместе. И только тогда он мог выполнить необходимое.

Вспомнила. В середине лета, когда мы получили это упражнение, предложено было делать его стоя.
Но нескольких занятий хватило, чтобы и педагог поняла, что это из области фантастики. Потому что то, во что превращался Гриша, стоя и пытаясь слушать и выполнять, это надо было видеть. Вернулось лето 2020 года. И на меня смотрел хихикающий мальчик с расфокусированным взглядом...

Поэтому перенесли это упражнение за стол. И месяца два сидели за столом. Если не три.

И где-то в октябре встали.

Но того устрашающего безумия, что мы наблюдали летом, уже не было. Две простые команды Гриша научился выполнять за столом и уверенно делал их уже и стоя.

И по сей день мы работаем всего лишь над двумя командами. Только они усложняются.

К примеру:

1. Сделай два шага влево.

2. Сделай 3 шага назад с правой ноги.

С таким Гриша справляется с трудом, но пытается.

На всё про всё ушло каких-то 5 месяцев. Ага.

Итак.
Четвёртым действием, которое педагог добавила в наши занятия вне стола, стали "Речевые команды".
И они тоже входили в нашу жизнь тем самым выдуманным мной (или не мной) черепашьим шагом.
Всё медленно и печально.
Но, если бы летом мне кто-то сказал, что нет-нет, Гриша сможет это делать, я бы не поверила.
А педагог говорила. И да, я не верила.
Так убого выглядело то, что Гриша делал.
Но нет, она была права. Гриша сейчас, в декабре 2021 года, старательно всё выполняет, как может. Не теряя рассудка и перестав хихикать и саботировать. Потому что, как без этого? Все, абсолютно все шаги, которые мы делали, переживали период не только "мальчик ничего не соображает", но и мальчик борется за право не делать это, не погружаться в собственное безумие.
Потому что Гриша, вот сюрприз, мальчик с хорошим интеллектом (для кого-то это может показаться неочевидным, для меня тоже это было так, долгие годы, вы не одни), и обладая этим самым интеллектом, он отлично способен проанализировать, что вот это упражнение вводит меня в какое-то странное состояние. Это состояние мне неприятно, мягко говоря, надо как-то объяснить маме, что делать это не нужно, я плохо соображаю.
А мама... а мама не слушает и мучает ребёнка.
Да...

Удачи вам, дорогие мои читатели.