Итак.
Начали работать с педагогом. И в конце весны 2021 года она начала поднимать Гришу из-за стола.
Если первые упражнения были из области "нейро" на матрасе и мне удавалось органично вписывать их в наши собственные упражнения, о которых я писала.
То, когда я услышала "Давайте вы поиграете в "Море волнуется...", то представляю, как перекосилось моё лицо.
В статье речь идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.
Все знают, что это за игра, "Море волнуется.."? Участник плавно движется. Ведущий говорит: - Море волнуется раз, два три - морская фигура замри. Участник должен замереть в той позе, в которой находился до этой секунды.
Я играла в это в детстве. Было весело.
Но когда летом 2020 года я обнаружила эту игру в книжке с нейроупражнениями и по наивности дала Грише... то узнала, что есть люди, один такой дома у меня живёт, которые не в состоянии "играть" в эту примитивнейшую игру.
Оказывается, можно даже правила не понять... Оказывается, можно, поняв правила, не иметь возможности ОСТАНОВИТЬСЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! по команде.
Отступление. Вообще это открытие летом 2020 года, что Гриша в "Море" не может остановиться по команде, тоже стало для меня потрясением.
Потому что... Если он в какой-то дурацкой игре не способен остановить своё тело, то что вообще он может?
Но вот в такую игру нам порекомендовал играть педагог. Ни о каких фигурах, которые потом угадывать, речи не шло. Надо было просто двигаться. А после слова "ЗАМРИ" - остановиться.
Проблемы были со всем, и с движением... и с замиранием. И вообще с тем, чтобы постоять в зафиксированном состоянии.
То есть, Гриша не мог:
- плавно двигаться
- остановиться по команде
- сохранить своё тело в той позе, в которой остановился.
Начало лета 2021 года...
---
Как мы всё это преодолели? Педагог нам дала какой-то волшебный рецепт, который ускорил процесс? Может, волшебную таблетку выдала?
Нет.
Нам была дана просто рекомендация: - Играть в эту игру.
А как?
Как-нибудь.
---
Ну и пошла я по уже вытоптанной мной дороге. Медленно и уныло, разбив целое на части, начала тренировать каждую часть по отдельности.
Частей всего три.
1. Плавно двигаться.
Гриша не двигался плавно. Он ходил как робот. И всё время норовил саботировать эти "танцы". Я становилась рядом (включала его любимые песни из мультиков), брала его руки в свои, и плавно ими двигала. Постепенно отдавая управление Грише.
Это заняло... месяца два... От начала совместных "танцев" до того момента, когда я просто включала музыку, а Гриша как-то "плавно" мотлялся по комнате. Без сопротивления.
2. Остановиться по команде.
Да... Здесь всё то же самое. Через месяц начала танцев, я отредактировала музыку, вставив в неё кусочки тишины. И теперь было так. Мы "танцевали" под музыку. Но периодически она прерывалась. И вот в этот момент мы гипертрофированно замирали.
Все другие способы объяснить, показать на своём примере, что значит "ЗАМРИ, СТОЙ, СТОП, ОСТАНОВИСЬ, НЕ ДВИГАЙСЯ!!!" не доходили до Гришиного мозга. Или доходили, но он не мог выполнить эти команды. А вот пропадающая музыка цели достигла.
Так же через какое-то время, к концу лета, он научился уже без меня останавливаться.
3. Сохранить своё тело в той позе, в которой остановился.
Этого мы так и не достигли. Гриша, замерев, терял фигуру, опускал руки, принимал удобное положение, как я не старалась. Ничего не вышло.
А потом и упражнение отменили, сказав, что вернёмся мы к нему позже, через паузу.
---
Вот так медленно и ещё более уныло мы играли в весёлую игру "Море волнуется..." Более трёх месяцев. Так и не превратив её в игру. Для Гриши это было очень сложное и ненавистное упражнение.
Но помним, что происходило параллельно с этими нашими попытками "поиграть" в это нечто - у Гриши семимильными шагами развивалась психика...
"Море волнуется..." - психика. Казалось бы, где связь?
Итак.
Вот так...
Нет волшебной таблетки, чтобы тело начало двигаться у человека, который им не владеет в нужной мере.
Есть только один рецепт - телом надо двигать...
Медленно и печально.
Но, если этого не делать, избегать, в связи с тем, что ребёнок "не хочет, не может", то и всё... У ребёнка нет шансов. Сам он этого делать явно не будет.
Удачи вам, дорогие мои читатели.
П.С. По-прежнему вставание из-за стола было чудовищным мероприятием, хотя занимало оно минут 6. Держалось это всё только на воле и технике педагога, то есть на мне. Гриша боролся, как мог. И не сдавался. Потому что, как я понимаю, работать с головой - очень сложно. И на много комфортнее этого не делать.
Но крошечные шаги и педагог за моей спиной (метафорически) не дали бросить это. Если бы я была одна, то месяца бы мне хватило понять, что всё это бессмысленно. Но теперь такие решения принимает педагог, я исполнитель, и мы протянули три месяца.
Протянули бы ещё, но упражнение отменили.
Но это было не всё, что мы делали вне стола...