Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Работа с телом. Мяч всему голова.

"Море волнуется, раз...", значит, влилось в нашу жизнь. Двигались, ага. Ещё делали какие-то примитивные нейроупражнения. Отступления. Без преувеличения, примитивные. Гриша получал задание. Лечь на живот, потом повернуться на бок, на живот, на другой бок. Всё. Но кто бы знал, КАК это было нереально... Я передвигала его тело руками, словами. Как могла. Выглядело всё это устрашающе. Невольно пришёл на ум Доман и родители детей с ДЦП, которые с нуля выстраивают потерны ползания, стояния на четвереньках, и только потом хождения. У меня было ощущения, что мы занимаемся чем-то подобным. С маленькой поправкой. Гриша ходит... Но, оказывается, тело его ничуть не лучше слушается. Только заметить это невооружённым глазом сложно... Итак. А третьим шагом пошли мячи. Речь в статье идёт о 12-и летнем мальчике с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет. Я рассказывала, что в мае начала учить Гришу (очередной раз) ловить мячи. А он в очередной раз не мог не то что поймать, но и бросить

"Море волнуется, раз...", значит, влилось в нашу жизнь. Двигались, ага.

Ещё делали какие-то примитивные нейроупражнения.

Отступления. Без преувеличения, примитивные. Гриша получал задание. Лечь на живот, потом повернуться на бок, на живот, на другой бок. Всё.
Но кто бы знал, КАК это было нереально...
Я передвигала его тело руками, словами. Как могла. Выглядело всё это устрашающе.
Невольно пришёл на ум Доман и родители детей с ДЦП, которые с нуля выстраивают потерны ползания, стояния на четвереньках, и только потом хождения.
У меня было ощущения, что мы занимаемся чем-то подобным.
С маленькой поправкой. Гриша ходит...
Но, оказывается, тело его ничуть не лучше слушается.
Только заметить это невооружённым глазом сложно...

Итак.

А третьим шагом пошли мячи.

Речь в статье идёт о 12-и летнем мальчике с диагнозом РАС (аутизм), заговорившем в 10 лет.

Я рассказывала, что в мае начала учить Гришу (очередной раз) ловить мячи. А он в очередной раз не мог не то что поймать, но и бросить сам себе мяч.

И проходило это упражнение за столом. Григорий сидел, поднимал руку с мячом, другая лежала на столе, он бросал в неё мяч, просто отпускал, разжимая пальцы. А рукой на столе сжимал, упавший мяч.

Скриншот из видео. Май 2021 года.
Скриншот из видео. Май 2021 года.

И он не мог на столько отпустить мяч, пытался просто переложить, что мне приходилось руку его держать.

Скриншот из видео. Май 2021 года.
Скриншот из видео. Май 2021 года.

А вторую он поднимал, потому что боялся, что не словит.

А я показывала, что надо просто пальцы сжать.

Скриншот из видео. Май 2021 года.
Скриншот из видео. Май 2021 года.
Уточнение. Так подробно я описала этот момент, а не просто "учились ловить", чтобы было понятно, на сколько всё было плохо.
Если вдруг у вас так же, знайте, это можно преодолеть.

Мячи, значит, ловили за столом.

Вот было весело... Месяца два веселились, ага.

Пока в один прекрасный момент не получили рекомендацию от педагога: - Встаём. Мячи бросаем друг другу.

Встали... И начали.

Тут не могу сказать, что было прям чудовищно сложно. Я неоднократно говорила, что несколько раз за Гришину жизнь целенаправленно учила его бросать и ловить мячи. Потом он терял эти навыки. Но что-то всё-таки оставалось. Поэтому перебрасывание мяча особых трудностей не вызвало. Не зря же мы и за столом два месяца просидели с мячиками в обнимку.

Вне стола мы начали усложнять постепенно. Но это была просто работа. Без вопиющих прозрений типа: - О Боже мой, Гриша не может остановиться по команде!

Нет. Всё было в рамках разумного.

---

Таким образом, у нас к середине лета был такой комплекс вне стола:

1. Нейро (минуты две).

2. Море (минут пять).

3. Мячи (минуты три).

Почему так коротко? Да всё потому же. Гриша сражался со всем этим, как...

...ну, как защищающий последнюю пядь родной земли, солдат.

Вот только Гриша не землю свою защищал... А право не мучаться, не страдать, перебрасывая мячи, танцуя и переворачиваясь с боку на бок.

И поэтому задача стояла прежде всего сохранить эту деятельность. Не бросить. Не прекратить. Не довести Гришу до непреодолимого протеста.

А я уже знала, что так может быть. Даже я, такая аккуратная и осторожная, довела Гришу до полного стопроцентного протеста с чтением. К весне 2021 года.

Поэтому и было всё так коротко.

Это я для тех, кто думает, что, может быть, мы тут часами жонглируем, оттачивая технику, а другими часами ползаем. Нет. Речь идёт о минутах. А сражались мы за секунды... Да...

И смогли свести до нуля сопротивление, сохранить занятия, улучшить технику.

Вот таким нехитрым методом. Назовём его - черепашьи шаг.

Итак.
Как очевидно, работа вне стола для таких, как Гриша, не владеющих своим телом, людей - это очень сложный и длительный процесс. И не на первом месте сами упражнения.
Нет.
На первом месте стоит задача сделать так, чтобы ребёнок (сюрприз) забыл, что в его жизни не было работы с телом
Как в начале он должен "привыкнуть" к систематическим урокам за столом. Точно так же необходимо сделать, чтобы и упражнения вне стола (какими бы они не были чудовищными для ребёнка, а на поверку - примитивными "ляг на живот") стали для него частью дня.
А сделать это наиболее безболезненным способом можно только медленно и печально... Черепашьим шагом.
Почему я ратую за "безболезненный" способ? Да потому что вижу, КАК сложно Грише делать очень простые движения. И сколько сил ему требуется, чтобы это повторять. И считаю бесчеловечным ещё больше его нагружать.
Ну и, конечно, боюсь проиграть в этой битве болезни Гриши с его волей. Уже проигрывала.
Поэтому подключаю разум, стелю соломку, разрабатываю план увеличения нагрузки. Пристально наблюдаю за сыном. И бесконечно хвалю Григория.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

-4