Вы замечали, что в наше время бесконечных сиквелов, ремейков и перезапусков большинство зрителей уже не ждет от продолжения очередной легендарной франшизы ничего хорошего?
Многим сиквелам свойственно обнулять победы и достижения своих предшественников. Выходит, допустим, "Терминатор 3", и мы с удивлением узнаем, что, оказывается, во втором фильме Сара Коннор и Ко вовсе не сумели предотвратить войну с машинами – зря только старались. Или выходят новые "Звездные войны", и выясняется, что Дарту Вейдеру не удалось избавиться от Палпатина, так что он, получается, никакое пророчество не исполнил и вообще не Избранный.
С учетом всех тенденций, вы могли ожидать, что в новой "Матрице" нам расскажут, дескать, Нео умер напрасно, война между машинами и людьми возобновилась буквально через полчаса, человечество находится на грани истребления, срочно нужен Избранный, чтобы всех спасти, и т.д. и т.п. – очередное дежавю, означающее, как известно, сбой в матрице...
Если вы действительно надеялись увидеть нечто подобное, новый фильм вам вряд ли понравится. Однако если не надеялись, а, наоборот, боялись, выдыхайте – четвертая "Матрица" не оправдывает ожиданий. Ожидания-то были невысоки, так что новый фильм их, пожалуй, превосходит.
Только постмодернизм, только хардкор
Нет, на самом деле "Матрица. Воскрешение" полностью состоит из знакомых элементов, которые каждый из нас уже не единожды видел. Только на этот раз из тех же кубиков собрали другую башню. Да, это всё еще башня, и да, все башни чем-то похожи. А еще, например, все сказки чем-то похожи, и по описанию "действие происходит в сказочном королевстве, там есть заколдованная принцесса и отважный герой, который ее спасает" можно ожидать диснеевской экранизации какого-нибудь бродячего сюжета, а потом начать смотреть, и бац – это вовсе не диснеевский мультик, это постмодернистский "Шрек".
Новая "Матрица" внезапно оказалась постмодернистским фильмом, полным пасхалок, отсылок и цитат из классики, а еще (вот уж действительно сюрприз) неплохого юмора. Ну и фансервиса заодно, куда же без фансервиса. Тот же стиль, те же герои, те же эффекты, роли-камео, даже прямые флешбэки – в фильме нет ничего революционного, новаторского, – однако можно, пожалуй, сказать, что перед нами редкий образец фансервиса здорового человека.
Зачем вообще надо было снимать четвертую Матрицу, если первые три исчерпывающе рассказали историю? Ответ дается в самом начале, а заодно с грохотом рушится четвертая стена прямо под ноги зрителям. "Права на "Матрицу" – у "Ворнер Бразерс", – говорит один из героев. – Они хотят четвертую часть. Если ее не сделаем мы, боссы просто наймут других исполнителей".
Кажется, более прямолинейно обрисовать ситуацию было нельзя.
Раньше трава была зеленее
Самое часто используемое в фильме слово – это слово "выбор". Выбор, выбор, выбор, выбор, а еще бинарность, и снова выбор, но на самом деле никакого выбора нет, потому что "ты ведь уже понимаешь, что ты выберешь". Потому что все действительно понимают: в наше время, когда мы едва ли не ежедневно узнаём об очередном сиквеле очередного культового чего-то там, когда уже ремейкнули даже "Один дома" (зачем?!), вопрос, быть ли четвертой "Матрице", даже не стоял. Выбор заключался лишь в том, каким делать фильм.
Его запросто могли сделать оправдывающим все худшие ожидания, заставить Нео пафосно спасать мир и в сотый раз разыграть перед зрителями историю об Избранном. Но внезапно получилась ирония над собой, а местами – откровенный стеб и постмодернистская деконструкция.
Сюжет нового фильма не поражает гениальностью и не пытается превзойти старую трилогию. Режиссер Лана Вачовски как будто сразу признает свое поражение. "Картины, фильмы, книги, раньше всё было лучше! – сообщает один из персонажей. – У нас была оригинальность мысли!"
И действительно, раньше деревья были выше, а первая "Матрица" – лучше и буквально зеленее (в четвертом фильме от зеленых фильтров отказались). А главное, она была новаторской и революционной, так что все понимают: переплюнуть ее не получится (впрочем, это еще второй и третий фильмы доказали). Что остается делать в условиях, когда нельзя войти в одну и ту же реку дважды, но "Ворнер Бразерс" требует продолжение?
Нагло веселиться и иронизировать над собой – неплохой вариант.
В предыдущих фильмах места для шуток как-то не находилось. Сейчас их хватает – "Воскрешение" проходится и по возрасту главного героя ("А старичок-то еще ничего"), и по моде на сиквелы, и по фанатским теориям ("Матрица - это про трансгендерный переход или это аллегория капитализма?"), и по своей же философии, эпичности, пафосу, даже по культу Избранного. В помощи Избранного человечество вообще больше не нуждается, а с миром всё более-менее в порядке – нет проблем, которые люди не могли бы решить сообща. Заслуги Избранного никто не преуменьшает, однако не пора ли ему уйти на покой и заняться личной жизнью?
Впрочем, Нео и сам устал быть мессией и спасать мир. Он складывает с себя полномочия и отправляется на поиски Тринити. В одном из интервью еще в начале съемок Киану Ривз прямо заявлял, что фильм-то – про любовь.
Спасибо, что дочитали! Два раза ку, если подписались и лайкнули :) И мы всегда рады интересной дискуссии в комментариях!