Ох уж это желание выделиться необычностью внешнего вида своих железных коней. Думаете, это веяние нового времени? Конечно, нет. В середине прошлого века в СССР водители также любили приукрасить свои стандартные “Москвичи” и “Жигули”. Но нас, конечно, интересует лишь тюнинг оптики. Кроме эстетических соображений в большинстве случаев он имел и практический смысл. Впрочем, обо всем по порядку.
Зачехляемся
Подавляющее большинство серийных советских автомобилей не имело штатных противотуманных фар. Да и головная оптика была, скажем прямо, далека от совершенства. Именно поэтому самой распространенной доработкой внешнего вида того времени являлась установка фар дополнительного света. Чаще всего их монтировали на металлические бамперы. Но умельцы умудрялись врезать оптику в решетку радиатора с таким мастерством, что со стороны это казалось заводской версией. Например, четырехфарные “ГАЗ-24” серийно никогда не производились. А тюнингованные версии порождали мифы о существовании особой экспортной спецсерии “двадцать четверки”.
Очень модными считались противотуманные фары, закрытые глухими крышками с иностранными надписями. Включали такие фары довольно редко, используя как элемент декора с намеком на автоспорт.
Кстати, чехлы и колпаки постепенно переместились и на головную оптику. Они предохраняли стеклянные рассеиватели от попадания камней и выглядели весьма необычно. Например, в восьмидесятых годах владельцы “Жигулей” использовали для этих целей популярные в то время летающий диски (советский аналог фрисби), которые точно подходили под размеры фары ВАЗ. Позже появились специальные прозрачные (и даже тонированные) колпаки для ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107, которые не нужно было снимать при включении света.
Еще одним вариантом защиты и украшения оптики являлась пластиковая или стальная решетка. Этот вид тюнинга советские автовладельцы также подсмотрели в автоспорте. Конечно, найти в продаже такие решетки было практически нереально. Поэтому аналоги плелись из проволоки самостоятельно или обрезались под нужный размер из пластиковых решеток для кухонных раковин.
Черные кресты и блестящие круги
Еще одна отсылка к автоспорту - кресты на фарах. В раллийных и кольцевых гонках такую доработку оптики использовали, чтобы разбитая в контактной борьбе фара не разлетелась осколками по трассе.
Ну что ж, кусок черной изоленты, пять минут работы и твоя “Волга” превращается в настоящий спорткар 😃
Другим доступным и эффектным видом тюнинга были световозвращающие элементы, именуемые иначе катафотами или рефлекторами. Их лепили на брызговики, бамперы, двери, крышки багажника. Стоили рефлекторы недорого, блестели отменно, ночью повышали заметность автомобиля, а днем прикрывали ржавчину и мелкие царапины 😉
Если завтра в поход
В СССР все полноприводные автомобили стояли на учете в военкомате. В военное время их должны были реквизировать у населения и отправить на борьбу с врагом.
Вероятно, по этой причине владельцы “УАЗов”, “Нив” и ГАЗ-69 любили подчеркивать армейские корни своих машин, установкой светомаскировочных устройств (СМУ).
Черные чехлы на головную оптику разрабатывали в целях маскировки движения одиночных автомобилей и автомобильных колонн. СМУ ограничивает световой поток, чем затрудняет обнаружение движущихся автомобилей с воздуха.
Понятно, что никакого практического эффекта светомаскировочные устройства в мирное время не дают. Но зато как брутально выглядят…
Кровавые слезы и синие капли
Сегодня такого вида тюнинга практически не встретишь. Но еще 20-25 лет назад на дорогах было полно легковых машин, грузовиков и автобусов, в круглых фарах которых плескалось нечто красное. Это была банальная тормозная жидкость, которая не только выглядела необычно, но и, по расчетам автовладельца, впитывала влагу в фаре, предотвращая запотевание.
Мы не рекомендуем таким образом бороться с запотеванием. Современная тормозная жидкость не только гигроскопична, но и агрессивна по отношению к лакокрасочному покрытию, некоторым видам металлов и пластиков.
Кстати, именно борьбой с коррозией в то же самое время занимались другие экспериментаторы, заливающие в фару тосол, для продления жизни отражателя и защиты его от ржавчины. Таких можно было отличить по синему отблеску фар 😊
Яркость и стиль в XXI веке
Современным автомобилистам нет никакого смысла изобретать кустарные способы усовершенствования света своего автомобиля. Не устраивает яркость стандартных галогенок? Как на счет OSRAM NIGHT BREAKER 200 с небывалой яркостью, которая на 200% выше по сравнению с минимальными требованиями стандартов. Их свет более белый, а длина луча может достигать 150 м. Это позволит вам гораздо раньше заметить пешеходов, дорожные знаки, ямы, припаркованные на обочине автомобили и прочие опасности.
Подчеркнуть стиль помогут OSRAM COOL BLUE INTENSE NextGen с повышенной до 5000 К цветовой температурой. Их яркий белый свет (без оттенков синего) максимально приближен к дневному. Такая цветовая температура не только выглядит более привлекательно, но и меньше нагружает глаза, позволяет отчетливее различать дорогу. Подробнее о цветовой температуре можно почитать в одной из наших прошлых статей.
Ну а если необходимы кардинальные меры, на выручку придут яркие светодиодные фары дополнительного и рабочего света OSRAM. Подробнее можно почитать здесь.
А какой необычный вид советского тюнинга помните вы? Пишите в комментариях 👇