Найти тему
Мама, не ори!

Почему нам нужна фея ошибок

Если вы учились в советской школе, то, наверняка, до сих пор боитесь ошибаться, сделать что-то не так, выглядеть дураком. В советской педагогике было принято наказывать детей за ошибки.

В нашем детстве считалось, что ошибаться нельзя, это #стыд, позор и плохая отметка в дневнике.

Сейчас к ошибкам формируется другое #отношение, более терпимое, что ли. Все чаще мы слышим, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, что на ошибках учатся и что это не признак какого-то интеллектуального дефекта.

На днях я прочитала статью, где мама из России рассказывает, как ее дети
учатся в школе в Швейцарии. Больше всего мне понравилась идея с феей ошибок. В классе есть кукла, сделанная своими руками. Это фея ошибок. Она рассказывает, что ошибаться — это нормально, это значит, ты мыслишь креативно, не боишься пробовать что-то новое, открыт научению, а это самое главное.

Это все происходит в начальной школе, когда #дети только начинают учиться и входить в школьный режим.

Далее детям часто рассказывают про ошибки знаменитых людей, чтобы показать им, что
ошибаться может любой человек, независимо от возраста, пола, социального статуса и материального достатка.

По-моему,
фея ошибок — отличный персонаж, его не хватает в наших школах.

Наказание за ошибки убивает в детях #мотивацию, снижает их #креативность, не дает мыслить свободно. К сожалению, вся система оценивания построена на этом. Написали ученики контрольную, чем меньше в ней ошибок,
тем выше балл. Есть строгие рамки, критерии оценки, под которые подпадают все. Не важно, как ученик рассуждал, какие у него аргументы, важен не процесс, а результат. Детей учат этот результат дать, а особенности мышления, кругозор никого не волнуют.

Когда-то в детстве у нас в школе было задание что-то испечь. Мы с подругой решили объединиться и испечь пирог у меня дома . И у нас это даже получилось. Чисто внешне пирог был красивым, но мы перепутали муку с крахмалом и пирог
невозможно было разрезать.

Учитель сразу понял, в чем дело, и долго
потешался над нами. А мы, правда, не знали, как так получилось, но было ужасно стыдно перед всеми, кто прекрасно справился с этой задачей. Такая реакция со стороны педагога напрочь отбила желание готовить. Если бы у учителя был фокус на усилия, на процесс, на внешний вид, в конце концов, то моя семья сейчас не ела бы покупные пироги из пекарни возле дома😊

-2

Только недавно я стала прорабатывать свои отношения с ошибками. Я с детства боялась ошибаться, всегда сильно переживала, если это происходило, мои ошибки выбивали меня из колеи. Я не могла относиться к ним легко.

Это привело к довольно
высокой планке требований к себе. Окружающим это, конечно, очень удобно, но это большая психологическая нагрузка.

Сейчас у меня другой вектор. Я разрешаю себе ошибаться, не виню себя за свои ошибки. Самое интересное, что ничего
глобально не изменилось. Я не стала хуже работать, ошибок не стало больше, но ощущения от жизни совсем другие. Она стала более расслабленной, лёгкой и приятной.

Хочется, чтобы наши дети
относились к ошибкам не как к трагедии, а как к обратной стороне опыта. Не всегда учатся на чужих ошибках, гораздо эффективнее процесс обучения проходит на собственных граблях. А когда эти грабли бьют ещё и неоднократно, то все усваивается еще быстрее.

В следующий раз, когда вам захочется поругать себя за какую-то ошибку, вспомните про фею ошибок, которая всегда поддержит и скажет, что ничего криминального не случилось. Думаю, такая фея нужна каждому человеку.

А как к своим ошибкам относитесь вы? И ругаете ли за них детей?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»