Чехословацкие экскаваторы-планировщики UDS известны в нашей стране уже 45 лет. Не сомневаюсь, что многие видели эти машины в эксплуатации, а кто-то на них работал. За уникальные возможности UDS’ки прозвали "золотая ручка". Эти экскаваторы были весьма распространены в Советском Союзе, пик их поставок пришелся на 80-е годы.
Экскаваторы UDS выпускались на машиностроительном заводе в словацком городе Тисовец. Строительство этого предприятия (первоначальное название – Strojstav) началось в 1965 году, а уже в 1967 году было освоено изготовление стационарных бетоносмесителей.
В 1969 году завод в Тисовце вошел в состав производственного объединения ZTS Detva. В этом же году стартовало производство тросовых экскаваторов D 032a. В качестве базового шасси для них использовался #автомобиль Tatra 138. С 1972 года эти экскаваторы выпускались на шасси Tatra 148.
В 1974 году #предприятие освоило выпуск первого гидравлического экскаватора-планировщика с телескопической стрелой Satur 051 K, базировавшегося на самоходном пневмоколесном шасси. Однако эта #машина продержалась в производстве всего два года.
В 1976 году #завод начинает выпуск экскаваторов-планировщиков UDS 110a и UDS 113a на шасси Tatra 148, а также UDS-110p на гусеничном ходу. Благодаря телескопической стреле и механизму ротации ковша на 360 градусов (чего не имел ни один советский экскаватор-планировщик) экскаваторы UDS могли использоваться не только на планировочных работах, но и в стесненных условиях, труднодоступных местах. Например, вести землеройные работы под мостами, засыпать пазухи фундаментов, подавать материалы через проемы в стенах и под низкие перекрытия, выполнять подкопы под трубами и коммуникациями и т.д. Для этих экскаваторов предлагалось около 20 наименований сменных рабочих органов – всевозможные ковши, бульдозерный отвал, рыхлитель, каток, удлинители стрелы, захваты и т.д. Привод гидравлического оборудования экскаватора осуществлялся от дизельного двигателя Zetor мощностью 120 л.с.
Модель UDS 113а была практически полным аналогом UDS 110а, но отличалась от нее наличием функции управления передвижением экскаватора из кабины оператора. За эту передовую конструкцию UDS 113a в 1976 году получила Золотую медаль на Международной выставке в городе Брно.
Из всей тройки – UDS 110a, UDS 113a и UDS-110p – наиболее массовым становится экскаватор UDS 110a на шасси #Tatra 148. Его поставки в #Советский Союз начались во второй половине 70-х годов.
В 1983 году, когда на смену Tatra 148 пришел #грузовик Tatra 815, тисовецкий завод приступает к выпуску экскаватора-планировщика UDS 114а на новом шасси. Именно на эту модель пришелся в 1980-е годы пришелся пик производства, когда предприятие ежегодно выпускало по 500 экскаваторов, значительная часть которых отправлялась в СССР.
В 1995 году завод CSM Tisovec (так он стал именоваться после приватизации) освоил выпуск более совершенного экскаватора-планировщика UDS 214 на шасси Tatra 815. Эта машина стала результатом эволюции модели UDS 114а. На ней, в отличие от предшественницы, было применено джойстиковое управление вместо механического рычажного. Словацкая и чешская гидравлика заменена немецкой Bosch Rexroth. В дополнение к базовому двигателю Zetor предлагался Cummins или Deutz. Место угловатой экскаваторной надстройки заняла место более эстетичная комбинация кабины и капотов. Модификация UDS 214.11 оснащалась функцией микропередвижения, UDS 214.22 – без такой функции.
Кроме этого, завод делал переходную модель UDS 114R, в которой применено гидроуправление, но сохранена словацкая и чешская гидравлика, а также двигатель Zetor.
Кстати, несмотря на то что завод запустил в производство новую модель UDS 214, прежняя модель UDS 114а выпускалась еще добрый десяток лет.
В первой половине 2000-х годов CSM Tisovec пытался запустить в производство компактный экскаватор-планировщик UРS 112 на самоходном пневмоколесном шасси. Масса этой машины была почти вдвое меньше, чем UDS 214 – 12 т против 22,8 т. Однако эта модель так и не пошла в массы.
В ту пору, когда создавался UРS 112, я побывал на заводе CSM Tisovec. Что интересно, тогда рассматривался даже вариант компактного экскаватора на шасси ЗИЛ(!), что могло бы способствовать его большему спросу в России, являющейся главным потребителем словацких экскаваторов-планировщиков. Однако к пожеланиям сделать реверанс в сторону ЗИЛа руководство предприятия не прислушалось.
В 2007 году фирма модернизировала выпускаемые модели UDS 214 и UDS 114r. Несмотря на то что индексы машин не поменялись, их внешность и внутреннее содержание претерпело существенные изменения. Пластиковое оперение и новая кабина стали отвечать современным требованиям технической эстетики. В стандартной комплектации – двигатель John Deere мощностью 141 л.с. и гидравлика Bosch Rexroth.
Помимо экскаваторов-планировщиков на автомобильных шасси в производственной программе завода в период 1990-2000-х годов появились модели на пневмоколесном шасси – UDS 232 и на гусеничном – UDS 211. А для армии создали тральную машину UОS 155 с экскаваторной установкой UDS, смонтированной на базе танка.
С прекращением производства Tatra 815 #экскаватор UDS стали устанавливать на новые гражданские шасси Tatra 158 Phoenix, а также на военные Tatra Force (Т 815-7).
Хотя в массе своей экскаваторные установки UDS устанавливаются на шасси Tatra, есть опыт применения европейских грузовиков, а также наших – КАМАЗ-53228, Урал-4320, КрАЗ-65101/КрАЗ-65053.
Кроме того экскаваторное оборудование ставили и на гусеничные шасси – на трактор 662-сб5-03 "Курганмашзавода" и плавающий снегоболотоход ТТМ-69021Э нижегородского завода "Транспорт".
Что интересно, на отечественные шасси устанавливались не только полнокомплектные экскаваторные установки UDS. В частности, в 2010 году завод "Тверской экскаватор" по заданию заказчика из нефтегазовой отрасли разработал экскаватор-планировщик ТЭП-18 на шасси КАМАЗ 6х6. От "словака" этому экскаватору досталась только стрела, все остальное делали на тверском заводе. Двигатель устанавливали минский – Д-245S2. ТЭП-18 был выпущен небольшой партией, во второй половине 2010-х годов его сняли с производства.
Возврат завода "Тверской экскаватор" к теме экскаватора-планировщика состоялся в 2019-2020 годах. В этот период тверское предприятие закупило у тисовецкого завода комплектную экскаваторную установку UDS 114 и установила ее на шасси "Урал NEXT". Эта машина получила обозначение Е 210 TS. В течение года на "Тверском экскаваторе" планировали полностью локализовать эту модель.
Некоторое время назад на тисовецком заводе сменился собственник, теперь это предприятие называется CSM Industry. В 2021 году производитель представил свою новейшую разработку – экскаватор-планировщик UDS-224 на шасси КАМАЗ-43118. Принципиальное отличие этой машины от ранее выпускавшихся аналогов – гидропривод экскаваторного оборудования от двигателя базового шасси. Благодаря этому новая машина стала не только более экономичной в эксплуатации, но и, что не маловажно, – более компактной. Уменьшенный задний свес поворотной платформы позволяет использовать экскаватор в стесненных условиях. Теперь при дорожных работах машина в рабочем положении занимает лишь одну полосу и не мешает второй полосе движения.
Как и во времена СССР для завода из города Тисовец российский рынок продолжает оставаться в приоритете. Хотя по сравнению с 2000-ми годами, когда на пике строительного бума в нашу страну поставлялось свыше 100 экскаваторов-планировщиков в год, объемы поставок значительно снизились.
А вам знакомы экскаваторы UDS? Поделитесь своим мнением.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЧЕШСКОГО АВТОПРОМА (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):
Легендарная чешская марка Аvia. 100 лет истории. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Шкода, которая не задалась. Вся правда о серии 400. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 1". ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 2. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ
Чехи собираются делать грузовики Тatra в словакии. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ