Найти тему

Чехословацкая "золотая ручка": история почти в полвека

Чехословацкие экскаваторы-планировщики UDS известны в нашей стране уже 45 лет. Не сомневаюсь, что многие видели эти машины в эксплуатации, а кто-то на них работал. За уникальные возможности UDS’ки прозвали "золотая ручка". Эти экскаваторы были весьма распространены в Советском Союзе, пик их поставок пришелся на 80-е годы.

Экскаваторы UDS выпускались на машиностроительном заводе в словацком городе Тисовец. Строительство этого предприятия (первоначальное название – Strojstav) началось в 1965 году, а уже в 1967 году было освоено изготовление стационарных бетоносмесителей.

В 1969 году завод в Тисовце вошел в состав производственного объединения ZTS Detva. В этом же году стартовало производство тросовых экскаваторов D 032a. В качестве базового шасси для них использовался #автомобиль Tatra 138. С 1972 года эти экскаваторы выпускались на шасси Tatra 148.

Тросовый экскаватор D 032a на шасси Tatra 148
Тросовый экскаватор D 032a на шасси Tatra 148

В 1974 году #предприятие освоило выпуск первого гидравлического экскаватора-планировщика с телескопической стрелой Satur 051 K, базировавшегося на самоходном пневмоколесном шасси. Однако эта #машина продержалась в производстве всего два года.

Экскаватор-планировщик с телескопической стрелой Satur 051 K
Экскаватор-планировщик с телескопической стрелой Satur 051 K

В 1976 году #завод начинает выпуск экскаваторов-планировщиков UDS 110a и UDS 113a на шасси Tatra 148, а также UDS-110p на гусеничном ходу. Благодаря телескопической стреле и механизму ротации ковша на 360 градусов (чего не имел ни один советский экскаватор-планировщик) экскаваторы UDS могли использоваться не только на планировочных работах, но и в стесненных условиях, труднодоступных местах. Например, вести землеройные работы под мостами, засыпать пазухи фундаментов, подавать материалы через проемы в стенах и под низкие перекрытия, выполнять подкопы под трубами и коммуникациями и т.д. Для этих экскаваторов предлагалось около 20 наименований сменных рабочих органов – всевозможные ковши, бульдозерный отвал, рыхлитель, каток, удлинители стрелы, захваты и т.д. Привод гидравлического оборудования экскаватора осуществлялся от дизельного двигателя Zetor мощностью 120 л.с.

Экскаватор-планировщик UDS-110p на гусеничном ходу
Экскаватор-планировщик UDS-110p на гусеничном ходу
Проспект на экскаватор-планировщик UDS 110а
Проспект на экскаватор-планировщик UDS 110а

Модель UDS 113а была практически полным аналогом UDS 110а, но отличалась от нее наличием функции управления передвижением экскаватора из кабины оператора. За эту передовую конструкцию UDS 113a в 1976 году получила Золотую медаль на Международной выставке в городе Брно.

UDS 110а на шасси Tatra 148 в Горьком
UDS 110а на шасси Tatra 148 в Горьком

Из всей тройки – UDS 110a, UDS 113a и UDS-110p – наиболее массовым становится экскаватор UDS 110a на шасси #Tatra 148. Его поставки в #Советский Союз начались во второй половине 70-х годов.

Один из последних сохранившихся в России экскаваторов UDS 113а на шасси Tatra 148 1980 г.в., "прописанный" в Питере. Апрель 2006 г. Фото Макса Чернявского
Один из последних сохранившихся в России экскаваторов UDS 113а на шасси Tatra 148 1980 г.в., "прописанный" в Питере. Апрель 2006 г. Фото Макса Чернявского

В 1983 году, когда на смену Tatra 148 пришел #грузовик Tatra 815, тисовецкий завод приступает к выпуску экскаватора-планировщика UDS 114а на новом шасси. Именно на эту модель пришелся в 1980-е годы пришелся пик производства, когда предприятие ежегодно выпускало по 500 экскаваторов, значительная часть которых отправлялась в СССР.

UDS 114а на шасси Tatra 815 начала 80-х
UDS 114а на шасси Tatra 815 начала 80-х
UDS 114а на шасси Tatra 815 образца 90-х годов (модель с ранней версией дизайна надстройки)
UDS 114а на шасси Tatra 815 образца 90-х годов (модель с ранней версией дизайна надстройки)

В 1995 году завод CSM Tisovec (так он стал именоваться после приватизации) освоил выпуск более совершенного экскаватора-планировщика UDS 214 на шасси Tatra 815. Эта машина стала результатом эволюции модели UDS 114а. На ней, в отличие от предшественницы, было применено джойстиковое управление вместо механического рычажного. Словацкая и чешская гидравлика заменена немецкой Bosch Rexroth. В дополнение к базовому двигателю Zetor предлагался Cummins или Deutz. Место угловатой экскаваторной надстройки заняла место более эстетичная комбинация кабины и капотов. Модификация UDS 214.11 оснащалась функцией микропередвижения, UDS 214.22 – без такой функции.

UDS 114 на шасси Tatra 815 TERRNo1 (модель с надстройкой образца второй половины 90-х)
UDS 114 на шасси Tatra 815 TERRNo1 (модель с надстройкой образца второй половины 90-х)

Кроме этого, завод делал переходную модель UDS 114R, в которой применено гидроуправление, но сохранена словацкая и чешская гидравлика, а также двигатель Zetor.

Кстати, несмотря на то что завод запустил в производство новую модель UDS 214, прежняя модель UDS 114а выпускалась еще добрый десяток лет.

В первой половине 2000-х годов CSM Tisovec пытался запустить в производство компактный экскаватор-планировщик UРS 112 на самоходном пневмоколесном шасси. Масса этой машины была почти вдвое меньше, чем UDS 214 – 12 т против 22,8 т. Однако эта модель так и не пошла в массы.

В ту пору, когда создавался UРS 112, я побывал на заводе CSM Tisovec. Что интересно, тогда рассматривался даже вариант компактного экскаватора на шасси ЗИЛ(!), что могло бы способствовать его большему спросу в России, являющейся главным потребителем словацких экскаваторов-планировщиков. Однако к пожеланиям сделать реверанс в сторону ЗИЛа руководство предприятия не прислушалось.

В 2007 году фирма модернизировала выпускаемые модели UDS 214 и UDS 114r. Несмотря на то что индексы машин не поменялись, их внешность и внутреннее содержание претерпело существенные изменения. Пластиковое оперение и новая кабина стали отвечать современным требованиям технической эстетики. В стандартной комплектации – двигатель John Deere мощностью 141 л.с. и гидравлика Bosch Rexroth.

Версия UDS 114r образца 2007 года на шасси Tatra 815 TERRNo1
Версия UDS 114r образца 2007 года на шасси Tatra 815 TERRNo1

Помимо экскаваторов-планировщиков на автомобильных шасси в производственной программе завода в период 1990-2000-х годов появились модели на пневмоколесном шасси – UDS 232 и на гусеничном – UDS 211. А для армии создали тральную машину UОS 155 с экскаваторной установкой UDS, смонтированной на базе танка.

UОS 155
UОS 155

С прекращением производства Tatra 815 #экскаватор UDS стали устанавливать на новые гражданские шасси Tatra 158 Phoenix, а также на военные Tatra Force (Т 815-7).

UDS 214 на шасси Tatra 158 Phoenix
UDS 214 на шасси Tatra 158 Phoenix
UDS 214 на шасси Tatra Force (Т 815-7)
UDS 214 на шасси Tatra Force (Т 815-7)

Хотя в массе своей экскаваторные установки UDS устанавливаются на шасси Tatra, есть опыт применения европейских грузовиков, а также наших – КАМАЗ-53228, Урал-4320, КрАЗ-65101/КрАЗ-65053.

UDS 114 на шасси MAN
UDS 114 на шасси MAN

UDS 114 на шасси Урал-4320
UDS 114 на шасси Урал-4320
UDS 114 на шасси КРАЗ-65053
UDS 114 на шасси КРАЗ-65053

Кроме того экскаваторное оборудование ставили и на гусеничные шасси – на трактор 662-сб5-03 "Курганмашзавода" и плавающий снегоболотоход ТТМ-69021Э нижегородского завода "Транспорт".

UDS 114 на шасси трактора 662-сб5-03
UDS 114 на шасси трактора 662-сб5-03
UDS 114 на шасси снегоболотохода ТТМ-69021Э
UDS 114 на шасси снегоболотохода ТТМ-69021Э

Что интересно, на отечественные шасси устанавливались не только полнокомплектные экскаваторные установки UDS. В частности, в 2010 году завод "Тверской экскаватор" по заданию заказчика из нефтегазовой отрасли разработал экскаватор-планировщик ТЭП-18 на шасси КАМАЗ 6х6. От "словака" этому экскаватору досталась только стрела, все остальное делали на тверском заводе. Двигатель устанавливали минский – Д-245S2. ТЭП-18 был выпущен небольшой партией, во второй половине 2010-х годов его сняли с производства.

Экскаватор-планировщик ТЭП-18
Экскаватор-планировщик ТЭП-18

Возврат завода "Тверской экскаватор" к теме экскаватора-планировщика состоялся в 2019-2020 годах. В этот период тверское предприятие закупило у тисовецкого завода комплектную экскаваторную установку UDS 114 и установила ее на шасси "Урал NEXT". Эта машина получила обозначение Е 210 TS. В течение года на "Тверском экскаваторе" планировали полностью локализовать эту модель.

Экскаватор-планировщик Е 210 TS на шасси "Урал NEXT"
Экскаватор-планировщик Е 210 TS на шасси "Урал NEXT"

Некоторое время назад на тисовецком заводе сменился собственник, теперь это предприятие называется CSM Industry. В 2021 году производитель представил свою новейшую разработку – экскаватор-планировщик UDS-224 на шасси КАМАЗ-43118. Принципиальное отличие этой машины от ранее выпускавшихся аналогов – гидропривод экскаваторного оборудования от двигателя базового шасси. Благодаря этому новая машина стала не только более экономичной в эксплуатации, но и, что не маловажно, – более компактной. Уменьшенный задний свес поворотной платформы позволяет использовать экскаватор в стесненных условиях. Теперь при дорожных работах машина в рабочем положении занимает лишь одну полосу и не мешает второй полосе движения.

Экскаватор-планировщик UDS-224 на шасси КАМАЗ-43118
Экскаватор-планировщик UDS-224 на шасси КАМАЗ-43118
-27

Как и во времена СССР для завода из города Тисовец российский рынок продолжает оставаться в приоритете. Хотя по сравнению с 2000-ми годами, когда на пике строительного бума в нашу страну поставлялось свыше 100 экскаваторов-планировщиков в год, объемы поставок значительно снизились.

  • Продолжение истории про экскаваторы-планировщики можно прочитать ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

А вам знакомы экскаваторы UDS? Поделитесь своим мнением.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЧЕШСКОГО АВТОПРОМА (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):

Легендарная чешская марка Аvia. 100 лет истории. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Шкода, которая не задалась. Вся правда о серии 400. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 1". ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Как чехи решили автопром возродить. Попытка № 2. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Чехи собираются делать грузовики Тatra в словакии. ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ