Найти тему

Российские кинопремьеры 2021. Выпуск 13: «Пальма» / «Скажи ей»

Оглавление

Отрадно констатировать: пациент скорей жив, чем мёртв. Современный российский кинематограф хоть изредка, но всё ещё преподносит приятные сюрпризы – фильмы, которые интересно и не зазорно смотреть даже наряду с лучшими зарубежными релизами. При этом не стоит удивляться, что мы поставили на один – высокий – уровень две, казалось бы, совершенно разные по стилистике и смысловой нагрузке отечественные премьеры 2021 года: в сегменте социальных драм уже давно установлена очень высокая планка (по большей части зарубежными образцами), чтобы дотянуться до которой, нужно изначально предложить зрителю что-то особенное и подкрепить это на деле драматической частью (сильной актёрской игрой, музыкальным сопровождением, умным оригинальным сценарием и т.д.), а вот просто хороших семейных фильмов, за которые было бы не стыдно и перед взрослыми, и перед детьми – кот наплакал. Отсюда и оценки, и общие впечатления.

Наш ответ Хатико.

Действительно, между японским драматическим фильмом Сэйдзиро Кояма 1987 года (+ более поздним американским ремейком с Ричардом Гиром) и новой работой Александра Домогарова младшего много общего. И там, и там в центре сюжета верный друг человека – собака, дожидающаяся своего хозяина на вокзале (аэропорт – это тоже вокзал), и там, и там в основе сценария – реальная история. Однако если хорошо присмотреться, «Пальма» всё-таки гораздо ближе к французской школе кино, и, надо без тени лукавства сказать, что наш фильм был бы далеко не последним в фильмографиях Николя Ванье (его новую картину под названием «Поли» мы освещали в Выпуске N2) или Кристофа Барратье («Хористы», «Новая война пуговиц»). Во многом о «Пальме» говорит тот факт, что фильм был почти сразу же после премьеры пущен на экспорт. В этой связи примечательно, что наше знакомство с новинкой проходило через немецкую лицензию – уж поверьте, абы что бюргеры покупать и переводить для своих зрителей не будут.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Итак, как уже было сказано, в центре сюжета – собака, немецкая овчарка Альба / Пальма, которую хозяин был вынужден оставить в аэропорту, а сам улетел в Прагу на новую работу. Время и место действия – 1977 год, СССР. Учитывая, насколько топорно нашим современникам удаётся воссоздать, казалось бы, ещё недавний период отечественной истории, можно было ожидать очередного провала и здесь, но нет – всё выглядит очень даже достойно. Во-первых, съёмки проходили на военном аэродроме Чкаловский в Московской области и в белорусском городе Бресте, где во многом сохранились советские интерьеры и атмосфера 1970-х годов. Во-вторых, был очень удачно подобран актёрский состав. Возможно, после энного количества просмотренных релизов в участием Петрова и Баширова Козловского любой другой актёр теперь будет восприниматься на ура, но Виктор Добронравов (сын Фёдора Добронравова, если кто-то не в курсе) объективно пришёлся очень кстати в роли пилота Вячеслава Лазарева, отца мальчика Коли; у него лицо поистине положительного персонажа, а с этим усами он – вылитый Леонид Филатов из «Экипажа». Под стать Добронравову и другие актёры: Владимир Ильин, Евгения Дмитриева, Ян Цапник, Елена Анисимова… Есть что-то доброе, светлое, советское в каждом из них. Не подвёл и сам мальчик Коля в лице Лёни Басова – видно, что подбирали кандидатуру долго, дабы уйти от типажа поколения next (судя по имеющейся информации, отбор прошло более 300 детей).

Нельзя, конечно, не упомянуть о главном герое: «Пальма» стала дебютом в кино для 7-летней овчарки Лили и её дублёрши – годовалой овчарки Жаклин. Может быть, мы и не объективны в своих вкусовых предпочтениях, но есть немецкие овчарки, а есть все остальные собаки, уж не судите строго. Не зря же в одном из эпизодов кто-то из героев верно подметил, что морда Пальмы гораздо умнее некоторых человеческих лиц. Истинно так! Сразу же вспоминаются предыдущие киноленты с этими умнейшими животными – «Ко мне, Мухтар», «К-9: Собачья работа» и многие другие. Счастье – просто наблюдать, как бежит четвероногий друг, и в этом плане операторская работа Сергея Дышука вызывает однозначное одобрение.

Другие сильные стороны новинки – это сбалансированный сценарий Екатерины Мавроматис, которую с удовольствием теперь берём на карандаш (естественно, в положительном смысле), музыкальное сопровождение от Ивана Бурляева, вызывающее ассоциации с американской бессмертной франшизой «Один дома» (в некоторых местах ну прям точно саундтрек Джона Уильямса, что идёт только в плюс отечественному семейному кино), и грамотная режиссура. Как уже упоминалось, сценарий фильма написан по мотивам реальных событий, происходивших в московском аэропорту «Внуково», где оставленная в аэропорту собака несколько лет ждала своего хозяина, встречая каждый приземлявшийся самолёт «Ил-18». На данную тему последовали статья в «Комсомольской правде», художественный фильм «На привязи у взлётной полосы» (1988), который нам также предстоит посмотреть и оценить, и вот, пожалуйста, новинка от Александра Домогарова младшего, который, как и Виктор Добронравов, свою известную фамилию не посрамил (по крайней мере, его виденье постановщика даёт некоторые основания ждать успешного развития карьеры). В фильме есть эпизоды, где можно посмеяться и поплакать, поностальгировать и отдохнуть. Короче говоря, то, что доктор прописал. А учитывая заявленный сиквел истории, за который будут отвечать те же ответственные лица, запасаемся терпением и ждём не менее удачного продолжения банкета для всей семьи!

-3

_____________________________________________________

-4

«Когда же мы умудрились всё так просрать?» Цитата из фильма.

Не слишком культурное, но очень меткое высказывание Артёма, папы мальчика Саши (Артём Быстров), вынесенное в эпиграф нашего отзыва, касается не только отдельной конкретной семьи, но и страны в целом. Первые кадры «Скажи ей» (предисловная сцена с окровавленным ребенком и американскими полицейскими не в счет) сразу же дают понимание, что время действия картины – конец 90х, начало 00х, место действия – Санкт-Петербург с обшарпанными квартирами и ржавыми каруселями. Ну, вот, снова ностальгия по лихому времени – думается в тот момент просмотра. По чему там ностальгировать? Зачем снова смаковать этот разухабистый период отечественной истории, о котором наоборот нужно поскорее забыть? Однако вместо ожидаемой заезженной чернухи, фильм Александра Молочникова чем дальше, тем больше начинает влюблять в себя, и в конце понимаешь, что антураж здесь не самоцель, а только средство – показать на примере одной семьи, что пришлось пережить российскому обществу.

Главная сила и секрет признания «Скажи ей» заключается в том, что авторы очень достоверно (но не слишком больно – что тоже важно) сделали социальный срез и показали, как оно было на самом деле. Мы уверены, что многие зрители возрастной категории 30-40 лет на примере фильма узнали подобные ситуации из своего окружения или даже свои собственные истории. Бааа, да это же я! Или же – да это же Сашка, мой сосед! Другим безусловным козырем является то, что создатели очень умело надавили на болевые точки нации, взломали национальный русский код и сравнили его с американским на примере каждодневных бытовых ситуаций и одновременно в глобальном масштабе. Другими словами – умный сценарий, над которым можно и нужно думать, а это уже половина успеха фильма, если не большая часть (вспоминаем афоризм Хичкока), и в фильме Молочникова он есть (спасибо также со-сценаристам Илье Тилькину и Александру Талалу), хотя автор и утверждает, что история пусть и похожа на его собственную, но всё-таки не имеет прямого отношения к его семье.

Трио главных героев.
Трио главных героев.

Удивительным получилось попадание в главные роли. Героев Артёма Быстрова и Светланы Ходченковой даже зовут соответствующе (что, конечно же, не случайно). Обе звезды российского кино в образах разведённых родителей мальчика Саши смотрятся очень правдоподобно и органично вписываются в сюжет. Пожалуй, что покамест это лучшие актёрские работы в новинках 2021 года – из тех, что нам уже удалось посмотреть и оценить. Наверное, героиня Ходченковой может даже раздражать своими поступками и невербаликой, но в конце концов понимаешь, что так и было задумано, ведь перед нами живой, далёкий от идеала человек, который гнёт свою линию, как умеет. Собственно мальчик Саша тоже заслуживает отдельного упоминания, ибо применительно к «Скажи ей» поисковые запросы «Кай Гетц» идут сейчас чуть ли не на первом месте, опережая даже упомянутых звёзд. Пацан свободно держится в непростой роли и свободно говорит на двух языках, так что не стоит особенно удивляться, если он будет востребован отечественным кинематографом в ближайшем будущем. Массовка тоже на уроне. Тут вам и Ирина Розанова, и Вольфганг Черни, и даже… Алексей Серебряков в роли дедушки-патриота (вот применительно к данному персонажу «попадание» получилось скорее сатирическим, учитывая его неудавшуюся эмиграцию в Канаду и некоторые нелицеприятные высказывания по поводу быдла-соотечественников).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Давно известно, что при разводе родителей больше всего страдают дети. Взрослые тянут одеяло на себя, а проигрывает от этого только ребёнок. Недавно мы, казалось бы, наблюдали подобный сюжет в «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, только вот фильм Молочникова получился более честным и живым. Звягинцев, конечно, талант, величина, наследник Тарковского по выражению многих. Однако почему-то получается так, что если мы сравниваем его «Левиафана» с одногодкой – «Дураком» Юрия Быкова, то отдаём предпочтение «Дураку». Если проводим параллели между «Нелюбовь» и «Скажи ей», то ставим выше работу куда менее претенциозного молодого режиссёра Молочникова… Может быть есть всё-таки что-то, что находится за гранью технического изящества и стилистических приёмов? Может быть, нужно просто постараться быть поближе к народу, и тогда магия кино заиграет новыми красками? Обширная тема для отдельного обсуждения, а пока просто похвалим 29-летнего постановщика из Петербурга. Так держать, Александр!

Другое наше сравнение обозреваемой новинки будет с иностранной картиной – «Развод Надера и Симин» иранца Асгара Фархади. Там также речь идёт о разводе родителей (мать хочет уехать из Ирана в Европу, а патриотично настроенный отец намерен остаться и воспитывать дочь в традициях своей страны) и о непростом выборе девочки, которая любит обоих родителей, который остаётся за кадром, но который, как будто бы, очевиден для каждого зрителя (в зависимости от взглядов и убеждений последнего). Так вот в «Скажи ей» нейтральному наблюдателю наверняка тоже захочется встать на чью-то сторону (наши симпатии тут на стороне отца), однако в жизни так не бывает. Обязательно посмотрите обе ленты и сравните увиденное: быт, отношения в семье и другие аспекты. Не пожалеете. Непосредственно в фильме Молочникова интересных деталей тоже хватает с избытком, что в принципе не свойственно для современного российского кино. Взять хотя бы сцену с пиццей, и то, что последовало после! А ведь это так и есть, это из жизни! Что иностранцу смерть, то русскому хорошо. И наоборот. От некоторых моментов щемит сердце, некоторые же пробуждают положительные эмоции, а некоторые заставляют серьёзно задуматься. Чем не показатель того, что кино действительно удалось?

-7