После Первой мировой войны Европе грозила безработица и нехватка ресурсов. Чтобы решить проблему, архитектор Герман Зёргел предложил создать новый континент. В чём особенности проекта «Атлантропа», почему от него отказались? И зачем спустя 80 лет понадобилась похожая идея?
Предпосылки для создания нового континента
В межвоенный период Германия осталась без огромной части земель и выплачивала контрибуцию. Улицы наводнили безработные, нищие и инвалиды. Общественные проблемы беспокоили всех.
О серьёзных изменениях мечтали и коммунисты, и фашисты. Футуристический проект «инженера Новой Европы» пришёлся им по вкусу.
Замысел проекта «Атлантропа» поистине масштабный: объединить Евразию с Африкой и построить ГЭС. Как результат, дешёвая энергия, земли и рабочие места.
Как же воплотить идею в жизнь?
Суть мегапроекта «Атлантропа»
Архитектор Герман Зёргель, родившийся у богатых баварских инженеров-бизнесменов, мыслил масштабно. Работать над проектами заводов в Мюнхене ему быстро наскучило. Душа требовала большего. В 1927 году он создал проект «Атлантропа».
Его реализация состоит из этих этапов:
- Строительство ГЭС между Средиземным морем и Чёрным, в Дарданелльском проливе. Это обеспечило бы электричеством Малую Азию и Ближний Восток.
- Строительство мегадамбы 300-метровой высоты западнее Гибралтара. Мощность — 50 ГВт, что вполне неплохо для Европы.
- Расширение Нила, строительство каналов и осушение Средиземного моря. Лишняя вода сбрасывается через Красное море в Индийский океан. Это дало бы ещё пару ГВ для Востока.
- Строительство мегадамбы между Сицилией и Тунисом. Она осушила бы Восточное Средиземноморье на 200 метров. Западное — на 100 метров.
Должно было получиться единое афро-азиатское пространство. Смотрите на картинку.
Как проект «Атлантропа» расколол общественность
Инженеры с воодушевлением приняли проект. А лидеры стран Европы его раскритиковали. Они не готовы были мириться с побочными эффектами. Так, Италия получала земли ценой запустения побережья, поскольку некоторые города сместились бы к центру страны.
Критика не остановила Зёргеля. Напротив, он доработал свой проект. Предложил построить плотины в Африке, организовать там море и связать его с новым озером Чад.
Гибель людей из Центральной Африки амбициозного Зёргеля не волновала. Он был расистом и не видел в них большой ценности. Да и потом, те, кто выжил, могли работать: устраивать каналы и возводить дома для белых.
Назад в прошлое
Бесчеловечные планы Зёргеля давно в прошлом. После войны Европа от них окончательно отказалась. Мир переключился на другие проблемы.
Шли годы, и в 2007-м ученые отчасти вернулись к идее Зёргеля. Правда, на этот раз дело коснулось Красного моря, а не Средиземного.
Было предложено построить ГЭС на Аравийском полуострове. В основе идеи — испарение и приток замещающей воды из Индийского океана.
Группа учёных из Румынии, Германии, США, Ливана и Нидерландов решили перекрыть Красное море в самой узкой его — Баб-эль-Мандебском проливе.
Название у проекта — «Гидрогелиостанция». По замыслу, станция будет работать за счёт и силы воды, и энергии солнца, которая нужна для испарения.
Что не так с проектом
На авторов проекта, как когда-то на Зёргеля, обрушилась критика. Такая станция нанесёт вред Красному морю. По предварительной оценке, за полвека его площадь уменьшится на ⅓, а через 300 лет — ⅔. Таким образом, Красное море ждёт участь Аральского моря. Погибнет целая экосистема.
Это, конечно, не «Атлатропа» с её безжалостным расизмом, но экологическая катастрофа налицо. Несмотря на это, авторы настаивают на пользе своего детища. Говорят, «Гидрогелиостанция» сократит выбросы в атмосферу углекислого газа. А значит, замедлится глобальное потепление.
Что скажете? Существенный плюс?
Тогда добавим ещё один.
Здесь мы уже писали об этом проекте. В комментариях один из читателей отметил, что «Гидрогелиостанция» положительно повлияет на внутренний туризм в России. Мол, нечего нашим людям на Красном море отдыхать: непатриотично.
А вы как относитесь к проекту «Гидрогелиостанция»? Имеет он право на жизнь или очередное мертворождённое дитя инженерной мысли?
Материал создан при поддержке 76m2
Читайте также:
#строительство #гэс #проект #история #недвижимость