Найти в Дзене

«Инструментов для кастрации мужчин у меня нет». Интервью с Беллой Рапопорт

Оглавление

Шалом, это «Цимес»: еврейский проект, где рады всем. В нашей еженедельной рубрике «Дома поговорим» мы обсуждаем с друзьями проекта их семейные правила и традиции. На этот раз мы встретились с публицисткой и гендерной исследовательницей Беллой Рапопорт и поговорили о военных городках, где она провела детство, несостоявшемся замужестве в Израиле и, конечно, о менструальных чашах.

«Мы, конечно, знали, кто мы. Как минимум окружающие не давали нам это забыть»

Я происхожу из семьи советских евреев, стратегией которых было не следовать иудейским традициям. У таких евреев всегда есть высшее образование, дома много книг. Они рассказывают друг другу еврейские анекдоты и выискивают евреев в титрах фильмов.

Но культура их всё же советская, не особенно заострённая на этнических и религиозных традициях. Хотя вот сестра отца моей мамы — тётя Броня — имела традицию угощать родственников коврижкой, как мне запомнилось, на Песах, что странно.

-2

«Насколько я помню, у нас всегда было жильё, которое нам не принадлежало»

Мой папа был военным, мы очень часто переезжали, и у нас практически ничего не было своего. Помню, как в Душанбе мы жили в каком-то деревянном бараке, пустом, вообще без предметов. В результате, когда мы окончательно вернулись в Петербург, мама начала всё собирать и ничего не выбрасывать.

В Санкт-Петербурге мы жили достаточно стеснённо: в трёшке на станции метро «Приморская» с бабушкой, дедушкой, мамой, папой и братом. Несмотря ни на что, та квартира в моём детском воображении была прямо лакшери — потому что в ней были застеклённые серванты со всякими сервизами, настоящее богатство по сравнению с предыдущим пустынным и беспредметным жильём.

-3

«Бабушка мне говорила, что я должна выйти замуж за еврея, потому что еврей не скажет «жидовская морда»

Всякое мы повидали, в том числе травлю в советском военном городке — за национальность. Взрослые бойкотировали моих родителей и, например, отказывались продавать им еду в единственном продовольственном магазине, а дети, глядя на это, дразнили меня. Однажды в подвале на несколько дней закрыли моего кота. Это было тяжело.

-4

Ещё в Алматы (город тогда ещё был Алма-Атой) я должна была ездить в школу на автобусе, а водитель говорил мне: «Юда, пошла на ***». Мне было девять лет, я даже не знала, что это такое, пришла домой, спросила у родителей.

«Периодически я начинаю паниковать, что превращу свою квартиру в подобие родительской»

Недавно я обзавелась собственным жильём и забрала кучу предметов, которые хранились дома у родителей, а сейчас нашли своё место у меня. Когда я сюда переезжала, я думала, что у меня будет минималистичная студия, но, во-первых, размер не позволяет — здесь всего 23 квадратных метра, — а во-вторых, семейная привычка тащить в дом у меня всё равно проявляется. Так что я иногда перед сном начинаю маниакально думать, от чего бы мне избавиться.

-5

Среди предметов детства, которые я точно не собираюсь выбрасывать, есть например, маленькая пластиковая ёлка и миниатюрные, очень старые советские стеклянные ёлочные игрушки. Они всегда меня завораживали, потому что были как настоящие, но только очень маленькие. Есть коробка из-под индийского чая, которая старше меня. Я её любила в детстве, потому что мне казалось, что она похожа на дворец.

«Старый молочник из родительского дома я случайно разбила, но склеила, добавив в эпоксидку золотой порошок, и теперь в нём растёт кактус»

Повесила часы 1970-х годов, которые заводятся прямо ключом. На полу у меня лежит ковёр, который в моём детстве, конечно же, висел на стене, я на нём представляла вместо узоров разных крабов. Берегу и игру «Мыслитель» (это такой советский «Скрабл»), она у меня лежит просто так, и я всё хочу, чтобы со мной в неё кто-нибудь уже поиграл.

Мы с родителями постоянно играли во всякие лингвистические игры (я с четырёх лет читаю), поэтому я такая грамотная и с текстом на короткой ноге.

Ещё есть медаль «Родившейся в Ленинграде» с датой рождения, именем и Лениным на фоне Адмиралтейства. Она неизменно приводит в шок москвичей. Мальчикам давали голубую, а девочкам розовую, и для этого не надо было быть каким-то особенным ребёнком.

-6

«От бабушки-блокадницы мне досталась склонность делать запасы еды»

Сейчас я себя от этого отучаю, потому что еда портится. Говорю себе, что скидка на мандарины не означает, что надо немедленно покупать их пять кило, ведь я столько не съем, и они заплесневеют. Но что я точно скупаю — так это шоколад. Если я где-то вижу скидки на мою любимую шоколадку, то сразу заказываю штук двадцать. Сейчас мои фавориты — это дорогущий Lindt с лаймом, с чили или с малиной и беларусский шоколад.

Бабушка была рукодельницей, и, пока я была мелкой, я над этим всем посмеивалась.

А сейчас я вижу ценность её кропотливого труда — в том числе переосмыслив его с феминистской оптики, ведь такую работу не принято было считать искусством.

Я забрала себе картину, которую бабушка сделала из бересты и мха: там то ли олень, то ли лось перескакивает через забор. Она умерла больше 15 лет назад и была не самым простым человеком, но мне важно наладить эту связь с ней, пусть и постфактум.

-7

«Чувство дома дают мне книги и моя кошка»

Кошке 18 лет, и она уже пережила мастэктомию и инсульт. Поэтому уход за ней — часть моей рутины. Я рано прихожу домой, потому что кошке надо дать её лекарства. Она ездила со мной по всем съёмным квартирам и даже репатриировалась в Израиль, где провела счастливейший год своей жизни — потому что ходила гулять в окно и строила всех дворовых котов.

Когда я заметила, что кошке не хватает прогулок, мы стали с ней гулять по двору. А после инсульта она ослепла, но всё равно постоянно просится на улицу. В итоге сейчас мы с ней гуляем в парадной.

Я могу прийти домой очень уставшая и голодная, но если кошка требует, то отложу все дела — она такая старенькая, я исполняю все её желания. Так мы с ней и гуляем, по лестничной площадке.

-8

«То, что я читаю, циркулирует на конкретной полке»

Есть несколько любимых романов, которые произвели на меня огромное впечатление. Например, «Девочки» Эммы Клайн и «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» Эмили М. Данфорт. Последний — на английском языке, я даже его недавно перечитала, хотя со времён детства ничего такого не делала. По нему ещё сняли фильм с Хлоей Морец.

Это книга про девушку-лесбиянку, которую в 1990-х отправили в христианский лагерь — для исправления ориентации.

Роман я купила в лондонском магазине Gay’s The Word, и он меня настолько впечатлил, что какое-то время мне вообще ничего не хотелось читать, а саму книжку я положила под подушку.

-9

«В собственной квартире я стала хранительницей очага»

Мне никогда не нравилось ни одно место, где я жила: ни с родителями, где было всё захламлено чужими предметами, ни в съёмном жилье. Поэтому я никогда не проявляла склонность к уборке, и везде у меня был жёсткий срач. А сейчас у меня всё лежит на своих местах, по моей собственной систематизации. Если из неё что-то выбивается, то я тревожусь. Например, книги по социальным наукам должны лежать в одном месте, комиксы — в другом, а белые рубашки — с белыми рубашками.

-10

Дома у меня только открытое хранение вещей, потому что если вся одежда будет висеть в шкафу, то про что-то из неё я буду просто забывать. Одежду я очень люблю, у меня её много классной, и поэтому я практически уже не покупаю новую.

Раньше из каждой поездки я привозила украшения, но их в какой-то момент стало настолько много, что я решила ограничиваться магнитиками. Но украшения висят на специальной доске, чтобы я свободно могла ими любоваться.

«Полки менструальных чаш у меня нет»

Пользуюсь я вообще только одной, а так у меня их всего три. Инструментов для кастрации мужчин тоже нет. Зато есть розовый холодильник, наклейки с фем-слоганами и всякие журналы, где выходили мои колонки. В коридоре висит в рамке одна из первых моих напечатанных статей в «Новой газете» — про домашнее насилие.

Однажды мы с друзьями шли ночью вдоль реки Мойки и увидели, как что-то искрится около Поцелуева моста. Оказалось, рабочие срезали замки, которые на мост навешивают парочки. Тогда каждый из нас забрал себе по замку. Так что у меня уже много лет хранится чья-то любовь.

-11

Ещё есть небольшой радужный флажок, он остался у меня с прайда в Марселе, и афиша к спектаклю «Монологи вагины», который мы ставили в 2014 году, чтобы собрать деньги на оплату работы телефона доверия в кризисном центре.

Рисовала плакат одна из актрис, и когда я на него сейчас смотрю, то чувствую себя богемной женщиной.

Однажды на меня обиделись феминистки после того, как я якобы сказала про один из фем-курсов, что это конвейер сук, хотя всё это неправда и «сук» там было междометием. Но сама история мне понравилась, и мой друг-художник сделал картинку, где написано «феминистский» и изображён конвейер, с которого в коробку падает моя голова.

«В Израиле я провела самую холодную зиму в своей жизни»

Я жила там полтора года, пока не рассталась с бойфрендом и не вернулась в Россию. Зимой по улице я ходила в одной куртке, а дома сидела сразу в двух. Душ ты не можешь принимать долго, потому что даже 10 минут — это барство. Нужно же греть воду в бойлере, а электричество дорогое.

Залезть в этот душ ещё ничего, а вот вылезти из него… когда ты только согрелась… на этот каменный пол, в эти каменные стены…

Господи, это было так ужасно, просто невыносимо. И тогда я оценила прелести центрального отопления и возможность мыться по 40 минут.

-12

Зато в Израиле было много всякой классной еды, зелени и овощей. Я всё время пила свежевыжатые соки, которые покупала на рынке за 15 шекелей. Ещё один неоценимый плюс — там во всех съёмных квартирах белые стены. В России с этим всё грустно.

«Я была настроена на создание нормальной гетеросексуальной семьи с хорошим еврейским мужчиной»

Чтобы мама была рада. Поэтому моя жизнь в Израиле была какой-то другой жизнью, у меня были другие цели и другое отношение к себе, я даже не могу сказать, что я как-то себе очень принадлежала. Да и мужчина, как оказалось потом, был не очень нормальным.

Мы снимали в Иерусалиме квартиру, и она была красивой, но я всё равно не чувствовала себя дома. Я скучала по Петербургу, мне снились сны, что я у родителей на «Приморской» и иду гулять к Неве. Потом я просыпалась и оказывалась в Иерусалиме, мне было ужасно плохо.

-13

«Когда мы расстались, я сначала расстраивалась, но сейчас воспринимаю это событие как своё второе рождение»

Я бы не смогла сама от него уйти, а ведь он мне даже не нравился особо! Просто в семье ждали, что я состоюсь как женщина.

Последние несколько лет стали временем, когда я наконец-то принадлежу себе, у меня есть собственные любимые ритуалы. Их много — например, у меня полно уходовой косметики, которой мне обязательно надо намазаться утром и вечером — из-за моего тревожного расстройства. Я спокойно нахожусь одна дома по три дня, не ругая себя за то, что никуда не выхожу.

-14

«Петербург — продолжение моей квартиры»

Я очень люблю этот город. Помимо того что он красивый, он исхожен тысячу раз моими ногами, здесь всё мне хорошо знакомо, всё связано со мной, с моими подростковыми (и прочими) годами. При этом я каждый раз нахожу много новых мест («Ой, „Нарвская“, сколько здесь конструктивизма, как я раньше не замечала»). Вернуться сюда было великим счастьем. Я никуда не хочу отсюда ехать и надеюсь, что мне и не надо будет.

-15

«У меня очень еврейское лицо, и нельзя сказать, что это плохо»

Вся эта тема для меня очень важная, но при этом очень сложная. Мой детский опыт помножен на конструирование семейной памяти и внедрён в меня: мама моей бабушки умерла в Блокаду, сама она попала в детдом, её там дразнили Сарочкой, били.

Бабушка учила не высовываться, она стеснялась, что мы евреи, называла деда Мишей, хотя он был Моисеем. Через это всё мне приходится прорываться до сих пор.

-16

Например, недавно я смотрела передачу с собой, и первой моей неосознанной мыслью было — как ужасно я выгляжу, потому что у меня слишком еврейское лицо.

Кто-то даже говорит, что я похожа на антисемитскую карикатуру.

И в отношениях с еврейством у меня было всякое, был период, когда я соблюдала Йом-кипур и на Песах не ела хлеб. Сейчас я ничего такого не делаю и в Б-га не верю. Но я жгу на Хануку свечки, потому что это классно. У меня есть ханукия, которую мне прислали с блошиного рынка в Тель-Авиве. Очень красивая, обожаю её жечь.

-17

«Для меня очень важно говорить об антисемитизме, потому что я продолжаю с ним сталкиваться»

Иногда можно услышать какую-то фигню, которая потом может вышибить на несколько дней. Кто-то может сказать на улице по телефону: «Ну он прямо жидяра», потому что люди не понимают, что слово «жидиться» — такой синоним слову «жадничать», который связан кое с чем.

И я про это часто говорю, потому что мне надоело быть незаметной.

За это надо мной смеются, в том числе евреи. «А мы никогда с этим не сталкивались», — говорят они. Я считаю, что они воспроизводят дискурс евреев, которые ничего не выпячивают — как и учила меня моя бабушка.

Записала Арина Крючкова
Фото: Миша Павловский специально для «Цимеса»

Читайте также: