Найти тему
Сергей Волков

Наказать, но не калечить — или простить? Как живёт под взглядом отца герой «Капитанской дочки» и сегодняшний восьмиклассник

Иллюстрация к «Капитанской дочке» С. В. Герасимова
Иллюстрация к «Капитанской дочке» С. В. Герасимова

В «Капитанской дочке» есть отцовский наказ сыну — тот самый, в котором «береги честь смолоду». Короткий, ёмкий, весь из пословиц или похожих на них словесных формул, чтоб лучше помнить.

Петруша выслушал этот наказ, помахал папе ручкой и выехал в путь. Первым делом он проиграл в бильярд 100 рублей, напился, обидел Савельича, решил, что лучше взрослых разбирается в метеорологии — так, что чуть не погиб. Картина маслом. Если бы папа всё это видел, он бы… А кстати, что он бы?

— Ну что-что, прибил бы Петрушу, — сказали восьмиклассники.

— А вы бы, если бы в этот момент рядом с папой были, вступились или нет?

Вступились бы — но своеобразно. Наказания Петруше потребовали почти все. Часть сказала: «Но только не калечить». То есть вступились бы, но только в смысле за смягчение наказания.

Только трое рассудили иначе.

Один сказал:

— Алё, папаша, а где вы были, когда ваш сын воспитывался? Пьяницу учителя наняли и успокоились? Сколько лет сыну, не помните, у мамы спрашиваете («Мой тоже не помнит», — забурчали с разных сторон восьмиклассники)? 16 лет в трубу вылетели: воздушные змеи, голубятня, пенки от варенья — вот и весь багаж? Ваша вина, папаша, себя и наказывайте.

А. Пушкин «Капитанская дочка»
А. Пушкин «Капитанская дочка»

Другой сказал:

— Это ошибки. Это опыт. Зачем наказывать за ошибки? Он и так наказан. Где поддержка?

Третий сказал:

— А вообще-то Петруша деньги проигранные отдал, хотя Савельич и предлагал ему варианты отмазки, потому что это дело чести. Так что он завет отца выполняет. Не только ошибается, но и исправляется. Вот это я бы его папаше и растолковал. Похвалить сына надо. Разгневаться, остыть — и похвалить.

Дальше стали говорить о том, что, по законам сказки — а «Капитанская дочка» многое унаследовала от этого жанра, — герой должен получить помощь за правильное поведение. И у Петруши сказочным образом эта помощь образуется в будущем и от Зурина, и от Пугачева. Потому что он правильно себя повел в ситуации ошибок. А отец здесь будет не сказочным помощником или вредителем, а всегда как бы фоном, на котором разыгрывается судьба, суровой фигурой внутреннего долженствования и суда.

В финале весь путь Петруши, в каждом своем отрезке запутанный и, кажется, не туда идущий, сложится в правильное целое — и будет отцом одобрен. «Да кто ж его отец?» — спрашивает нас эпиграф к первой главе.

Лучший ответ на вопрос — у Бродского: «Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях ребёнка издалека, из глубины Вселенной, с другого ее конца звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца». Вот кто его Отец.

А тем временем свои наказы детям написали родители восьмиклассников.

Вот ваш ребенок едет на несколько лет на чужбину, учиться, например. Вы стоите в аэропорту и что-то говорите ему на самый последок. Что?

Одни говорят буквально три слова (и среди них есть слово «люблю»). Другие явно приезжают в аэропорт за час до начала регистрации, привозят с собой исписанные страницы и зачитывают их. По статистике, нынче больше говорят мамы, чем отцы. Но тоже — пословицами и глаголами повелительного наклонения. Многие — иронично (особенно отцы).

Попросил детей выписать на большой лист (на нем мы собираем такой ментальный квест по «Капитанской дочке») выписать только одну фразу из родительских напутствий, какая отозвалась. А потом мы читали отцовские наказы Чичикову, Молчалину и Лаэрту, вырезали и наклеивали рядом тот, который отозвался больше (шекспировский герой победил) — и обосновывали почему выбран этот.

-3

А потом, в конце урока, читали стихотворение Всеволода Некрасова «Ну море волнуется. Море не волнуйся. Я не утонул». Море — это кто? Родители. А давайте напишем морю короткий ответ. Вот вы улетели из своего аэропорта — и прошёл год. Или два. И вы пишете морю… простите, маме или папе, которые волнуются: «Мама, не волнуйся!» «Папа, не волнуйся!» «Я не утонул».

Как вы сформулируете это своё «я не утонул»?

  • «Мама, не волнуйся, я хорошо справляюсь, наверно, выживу до приезда домой».
  • «Папа, не волнуйся, я соблюдаю твой наказ, не всё получается, как ты говорил, но я продолжаю двигаться к цели».
  • «Мам, не волнуйся, всё хорошо. Это для меня очень жизненный опыт, сам же знаешь. Я очень счастлива, что ты в меня поверила».
  • «Мама, не волнуйся, я жива, в коробке не кантуюсь, в беду не попала, жизнь продолжается».
  • «Мама, не волнуйся, пирсинг я не делал и зубы чищу. Не скучай там!»
  • «Мама, не волнуйся, я все еще живой и помню».
  • «Мама, не волнуйся, все равно рано или поздно мы все умрем и наши ошибки уже не будут иметь значения. К тому же я все равно буду делать, что захочу, а ты знаешь, какая я у тебя дурная! В этом нет твоей вины».

Если вы хотите побывать вместе с нами на нескучных уроках литературы, увидеть новое в привычных школьных произведениях, посмеяться и задуматься над случаями из учительской практики, вместе с детьми пройти путь понимания сложных текстов, подписывайтесь на мой канал.

Российская литература
0