Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Корвет-долгожитель. «Абтао»

Оглавление

1864 год. Испанские захватчики вовсю хозяйничали на островах Чинча, национальном достоянии Перу, обеспечивавшем более 60% поступлений в бюджет, а президент страны заговаривал оккупантам зубы, пока его эмиссары активно рыскали по Европе в поисках кораблей, способных усилить скромный национальный флот и вели переговоры с соседями, также ощутившими угрозу со стороны бывшей метрополии.

Наличие общего врага сильно сближает и две страны, Перу и Чили, имеющие множество двусторонних противоречий, все-таки объединились против испанцев. Однако и чилийский флот тогда мощью не отличался. В итоге союзники объединили усилия по поиску в европейских странах доступных боевых кораблей.

Оказалось, что самое реальное быстрое пополнение флота можно получить за счет "наследства конфедератов". В ходе гражданской войны обладавшие скромной промышленной базой КША предпочитали заказывать корабли в Европе. При этом, для того чтобы избежать противодействия федерального правительства, корабли заказывались в частном порядке и маскировались под заказы экзотических стран, Турции, Японии и т.д.

9 мая 1862 года в Ливерпуль был направлен Джеймс Д. Буллок, полномочный представитель созданного флота Конфедерации. Он координировал как заказ и постройку шести новых кораблей, так и действия рейдеров и блокадопрорывателей южан (через Буллока шла продажа экспортного хлопка). Каждому из новых кораблей полагалась одна нарезная казнозарядная пушка Армстронг. Действовал Буллок через пятерых морских агентов южан.

В начале 1862 года в Англию был откомандирован в качестве агента лейтенант Конфедерации Джордж Т. Синклер (по другим данным он был там с 7 мая 1861 г. по 28 апреля 1865 г.). Его задачей была постройка винтового клипера для использования в качестве крейсера под его же командованием. Проект Синклеру предоставил Буллок, это были чертежи CSS  Alabama. Синклер организовал выпуск облигаций (каждая-эквивалент 25 тюков хлопка, каждый в 5700 кг). В итоге нашлось семеро держателей облигаций.

В октябре 1862 года верфи James & George Thomson в Глазго был заказан новый крейсер по чертежам « Алабамы ». По контракту крейсер должен был быть готов к июлю 1863 года, но постройка затянулась. Синклер получил от Буллока дополнительно как минимум 10 тысяч фунтов (40 тысяч долларов), заказал артиллерию и переезд из Балтимора нескольких человек для укомплектования команды.

Существовала опасность, что британское правительство запретит кораблям Конфедерации покидать Англию. Синклер изучал возможность перевода кораблей во Францию или Гамбург. Уже шел долгий и нудный суд по "Александрии", кораблю, который для Конфедерации строил Lairds.

Тем временем консул США в Ливерпуле Томас Х. Дадли вычислил (для этого он объехал с поисками всю Шотландию), что строящийся у Томсонов 1500 тонный быстроходный пароход может быть заказом конфедератов. Корпус из тикового дерева с железным каркасом, а также слухи среди рабочих, что корабль для южан, укрепили его в этом убеждении. Хотя официально верфь отчиталась о турецком заказе, обнаруженные в Глазго чертежи « Алабамы », по которым строилось судно, сомнений не оставляли (на верфь был внедрен шпион).

29 октября 1863 года корабль, проходящий под конспиративным названием Canton, конфедеративной подпольной кличкой Texas, при спуске нареченный «Памперо », покинул стапель, а уже 10 ноября американский консул в Глазго У. Л. Андервуд официально потребовал задержания « Памперо ». Еще до суда, в конце ноября британский военный корабль был пришвартован рядом с « Памперо » во избежание угона. Суд начался 18 марта 1864 года да так порядком и не завершился в связи с изменением ситуации.

Еще один крейсер был построен шотландской верфью William Denny and Brothers Limited в Глазго. По данным шотландского регистра строился он как «Циклон», на воду был спущен как "Висконсин".

Законом от 15 декабря 1863 года чилийский Национальный конгресс уполномочил правительство потратить до 500 000 долларов на увеличение и постепенное обновление материальной части и вооружения военного флота ввиду острой необходимости. Когда агент Чили в Бельгии Мануэль Карвалло получил распоряжение начать поиск кораблей для покупки на британских верфях, он обнаружил в Шотландии ( в Глазго и в Гриноке на реке Клайд) два практически достроенных корабля 1600-тонного « Памперо » и 1200-тонного "Висконсин" .

С названиями имеет место совершенно детективная фантасмагория. Чтобы запутать ищеек северян и скрыть заказчика, оба корабля, как утверждается, одновременно называли Pampero. В описаниях кроме изобилия названий присутствуют также разногласия по верфям постройки. Окончательный вариант уточнен по шотландскому судостроительному регистру.

20 августа 1864 года в Ливерпуль прибыл адмирал Роберто Симпсон для контроля за постройкой заказанных чилийцами корветов «О'Хиггинс» и «Чакабуко» и оформления покупки бывших конфедератских крейсеров.

На секретность конфедератских заказов наложилось секретность чилийцев, опасавшихся как блокировки кораблей британцами, так и перехвата испанцами. Поэтому имена размножались почкованием.

1200-тонный Wisconsin и Cyclone («Циклон») стал потом, в ноябре 1866 года, после прибытия в Вальпараисо, чилийским Abtao. Он был куплен правительством Чили за 75 000 фунтов стерлингов через Isaac Campbell & Co в феврале 1866 года, оформление проведено 13 июля 1866 года. .

1600-тонный "настоящий" Pampero также известный как Texas и Canton, прославился как испанский Tornado. Он был куплен Чили за 75 000 фунтов стерлингов через Isaac Campbell & Co. в январе или феврале 1866 года.

Адмирал Роберт Уинтроп Симпсон, командовавший чилийским флотом, отправил приобретенные « Памперо » и «Висконсин» в апреле 1866 года для укомплектования экипажей в Гамбург, а затем на Фареры.

Первым экипаж укомплектовали у бывшего «Циклона», под командованием капитана да фрегата Энрике Симпсона Баезу. После прибытия в Чили он стал «Абтао» в честь морского сражения при Абтао 7 февраля 1866 года, где союзный перуано-чилийский флот едва отбился от двух испанских фрегатов.

-2

Судьба второго корвета оказалась более причудливой. Pampero - Canton должен был встретиться с британским пароходом Greathem Hall ( «Грейтхем Холл»), экипаж которого был укомплектован адмиралом Симпсоном из интернационала наемников во главе с отставным капитаном английского флота Маккиллопом, для совместных рейдов по испанским коммуникациям.

Однако пароход захватил и увел в Портленд английский броненосный фрегат HMS Caledonia.

Pampero после неудачного ожидания на месте встречи, загрузившись углем, самостоятельно двинулся на Тихий океан, где экипаж ждали зарплата и премия за доставку корабля.

Испанское командование имело информацию о том, что перуанцы приобрели в Европе два винтовых корвета и два броненосца, а чилийцы еще два винтовых корвета. На перехват южноамериканских кораблей был отправлен фрегат «Gerona» («Жерона»,«Херона»), на рассвете 20 августа 1866 года он покинул Кадис.

Вечером 22-го фрегат прибыл на Мадейру и обнаружил выходящий с якорной стоянки в Фуншале подозрительный корабль под английским флагом. Командир фрегата Дон Бенито Эскалера решил досмотреть судно.

На первый холостой выстрел с фрегата судно не отреагировало. Только после пятого выстрела беглец остановился. Однако высланная досмотровая партия ничего особо подозрительного не обнаружила, так как корвет был полностью завален углем.

Командира доставили на борт «Gerona» и после допроса испанцы все-таки решили захватить корвет. Пятерых португальцев, присоединившихся к экипажу в Фуншалле, перевезли на фрегат, а корвет с призовой командой и 55 членами старого экипажа отправили в Кадис .

Командира Pampero капитана Джона Макферсона, который на допросе вел себя очень дерзко, вместе с командой заковали в цепи, обращались с очень плохо и в пути и уже в Кадисе. Это даже привело к дипломатическому конфликту с Англией, выразившей протест против содержания своих подданных как военнопленных.

Испанский фрегат Gerona преследует британский чилийский пароход Pampero .
Испанский фрегат Gerona преследует британский чилийский пароход Pampero .

В итоге в испанском флоте появился один из самых знаменитых его кораблей- корвет «Торнадо» (так испанцы назвали свой приз).

Остальные же корабли латиноамериканцев успешно достигли места назначения.

-4

План корпуса, верхней палубы, трюма и платформ CSS Alabama , родственного корабля Tornado .
План корпуса, верхней палубы, трюма и платформ CSS Alabama , родственного корабля Tornado .

«Абтао» Abtao. (ранее Вмсконсин , Циклон и Памперо). William Denny and Brothers Limited, Дамбартон. Заводской №104. Заложен 28 октября 1864 года. Спущен на воду 25 августа 1865 года. В строю с 1865 г. Введен в эксплуатацию 1 июня 1867 г. Списан 1922 г.

Водоизмещение 1370/1600 т; Длина 64,47/69,29 м. Ширина 8,99/ 12,7 м. Осадка 2,4 м. Высота 5,13 м. 887 брт.
1 паровая машина простого расширения, 800-1000 л.с, 1 вал; скорость 9-10 узлов. Запас угля 300 т. Экипаж 130-200 человек
Вооружение: 1-149-мм (НК)5,8-дюймовая(70-фнт) пушка Армстронга, 4-120-мм (НК)4,7-дюймовые (40-фнт)орудия Армстронга.

Композитный корвет с клиперным форштевнем и одной дымовой трубой, сдвинутой в корму. Паровая машина изготовлена литейной компанией Гринока.

-6

1 июня 1867 года корвет присоединился к основной эскадре. В 1868 году его использовали для перевозки грузов, учебных походов и охраны границы. После землетрясения 13 августа 1868 года в перуанском порту Арике корвет был направлен для помощи пострадавшим.

В 1870 году корвет прошел ремонт и модернизацию артиллерии. Корвет нес службу стационера на станции Мехильонес, занимался гидрографическими исследованиями

В конце 1876 года корабль перевели в Вальпараисо для использования в качестве штаб-квартиры Школы учеников моряков.

Распоряжением от 5 ноября 1877 года корвет «Абтао» вместе с пароходом «Анкуд» были выставлены на публичные торги. Если пароход приобрели почти сразу, то на корвет покупателей не нашлось.

В результате корвет использовали для доставки гуманитарки для жертв землетрясения и наводнения 9 мая 1877 года в районах Кальдера, Чаньяраль, Антофагаста, Мехильонес, Кобиха, Токопилья и Пабеллон-де-Пика и других.

Второй аукцион также не принес результатов. Только к концу 1878 года корабль был продан за 18 000 долларов. Но... началась 2-я Тихоокеанская война. Пришлось сделку расторгнуть, что обошлось уже в 25 000 долларов. Корвет срочно подремонтировали, восстановили и вооружили новыми пушками, закупленными в США ( четыре 150-фунтовых и четыре 40-фунтовых пушки).

флот Чилийской республики  в Тихоокеанскую войну.
флот Чилийской республики в Тихоокеанскую войну.


Под командованием капитан-лейтенанта Карлоса Конделла де ла Хаза 10 мая 1879 года корвет прибыл на базу в Икике, уже 11 мая Конделла назначили на шхуну
«Ковадонга», а корвет возглавил капитан да фрегата Мануэль Томсон Порто Мариньо. Попытка чилийской эскадры атаковать перуанские корабли в Кальяо сорвалась, так как перуанцы успели перевести флот в Арику. В результате основные силы перуанцев натолкнулись на два небольших корабля чилийцев и в сражениях при Икике и Пунто-Груэса разменяли свой броненосец «Индепенденсия» на чилийский корвет «Эсмеральда».
Основной головной болью чилийцев стали дерзкие рейды перуанского монитора
«Уаскар». Ночью 10 июля он зашел в порт Икике, рассчитывая уничтожить находящийся здесь на ремонте корвет «Абтао». Однако корвет уже покинул опасный порт. Перуанцы тогда решили потопить стоящий в гавани транспорт «Матиас Кусиньо», но подверглись атаке канонерки «Магалланес», а после появления на горизонте броненосца «Кокрейн» покинули порт и ушли к югу.

«Абтао» настигли неприятности с котлами и на ремонт в Антофагасту его пришлось вести на буксире парома «Лимари». Здесь его вновь пытался достать «Уаскар» в ночь на 24 августа, но у выпущенной им торпеды перебило провод управления.

28 августа монитор вновь зашел в порт Антофагасты. Теперь его задачей было перерезать подводный телеграфный кабель (27 мая 1879 года после первой битвы при Антофагасте перуанцы уже перерезали кабель). Стоящий без хода «Абтао» тем не менее сделал по нему два выстрела из 150-фунтовых орудий в 13-15. Перуанцы были вынуждены вступить в 14-00 в перестрелку с корветом, канонеркой «Магалланес» и береговой батареей из четырех орудий. Чилийские боевые корабли и транспорты Limari и Paquette dе Мaulе вели огонь, скрываясь за 14-ю торговыми судами нейтралов.

Чтобы не задеть нейтралов, перуанцы были вынуждены стрелять реже, тщательно прицеливаясь.

Корвету досталось-300-фунтовый снаряд монитора разрушил пол, перила и лестницы мостика, прошел насквозь через трубу, пробил левый фальшборт на шести метрах и вызвал пожар. Погибло пятеро и семь было ранено, в том числе второй капитан. Второй снаряд пробил в правый борт у грот-мачты и разорвался в угольной яме. Осколками были повреждены рубка, мостик и шлюпки, пять человек погибли и пятеро были серьезно ранены. В 17.30 «Уаскар» вышел из зоны досягаемости орудий.

Один из последних снарядов, с батареи «Беллависта», серьезно повредил монитор, разрушив основание трубы, убив младшего лейтенанта Карлоса де лос Хероса и ранив ученика полицейской школы Альсидеса Гутьерреса, сына полковника Сильвестра Гутьерреса.

Во время боя монитор произвел 26 выстрелов из 300 фунтовых и 2 из 40 фунтовых орудий. «Абтао» сделал 42 выстрела из 150 фунтовых пушек, «Магалланес» - 7 выстрелов из 115 фунтового и 12 выстрелов из 64 фунтовых орудий. Наземные батареи произвели 1 выстрел из 300 фунтового, 38 из 150 фунтового орудий и 7 выстрелов из пушки Круппа .

Всего в этом бою потери чилийцев составили 10 погибших и 12 раненых. Перуанцы потеряли одного убитым и одного раненым.

Около 22-00 «Уаскар» покинул бухту, обнаружив дымы возвращающегося «Бланко Энкалада».

Вторая битва под  Антофагастой
Вторая битва под Антофагастой


Корвет вернулся в строй после ремонта уже после сражения при Ангамосе, когда чилийцам удалось захватить
«Уаскар».

Началась стратегия "прыжков" по побережью с захватом перуанских портов. «Абтао» вошел в отряд сопровождения группы транспортов, отправленных на захват Писагуа и Хунина. Корабли флота подавили перуанские береговые батареи, а потом с лодок были высажены войска.

После поражения союзных войск при Сан-Франциско перуанский гарнизон оставил Икике, адмирал Риверос отправил шхуну «Ковадонга», корвет «Абтао» и пароход «Итата» для занятия порта.

25 февраля 1880 года корвет вышел в составе следующего конвоя для захвата перуанского порта Ило, десант высадился без сопротивления, «Абтао» и шхуна «Ковадонга» остались для блокады порта с моря.

27 ноября 1880 года «Абтао» (капитан фрегата Аурелиано Т. Санчес) возглавил конвой, на котором из Арики в Писко была доставлена 2-я бригада полковника Франсиско Ганы (3400 человек).
20 декабря уже из Писко большой конвой, в том числе и
«Абтао», загрузил основную часть армии из Икике и Арики, после чего 19 тысяч солдат были высажены у Сан-Педро, Кураяко, Чилка и Крус-де-Пало. После этого корвет прикрывал высадку артиллерии и госпитального оборудования в пяти милях к северу от Кураяко с транспортов «Итата», «Копьяпо», и «Пакет дель Мауле».

2 января 1881 года «Абтао» отправили в Писко защищать порт вместе с трофейным пароходом «Ислуга». После падения Кальяо корвет сопровождал пароход «Инспектор» с перуанскими военнопленными до острова Сан-Лоренцо, превращенныго в концентрационный лагерь.

В 1882 году в связи с сильным износом корвет оставили в Вальпараисо, где после осмотра обнаружилось, что фальш-корма сгнила, болты разъедены ржавчиной, палуба в очень плохом состоянии, машины и котлы в плохом состоянии. Котлы разобрали для ремонта.

Корвет решили восстановить как дозорный корабль береговой охраны и учебный корабль для гардемаринов.

В 1883 году были заменены котлы, обновлены склады и складские помещения, отремонтированы палуба и фальш-корма, выполнены другие ремонтные работы. 16 января 1884 года состоялся первый учебный поход с 21гардемарином.

Параллельно, в 1884 году корабль снова выставили на торги, но покупателей не нашлось. Корабль в итоге привлекли к установке маяков, буев и прочим гидрографическим работам в Магеллановом проливе и Патагонских каналах.
В 1886 году, с гардемаринами, корабль посетил Перу, Эквадор, Панаму(тогда Колумбия), Коста-Рику, Калифорнию, Таити и остров Пасхи. В 1887 году корвет проводил санитарный карантин в Лоте из-за эпидемии холеры в Аргентине. Потом сменил корвет
«Чакабуко» в Кальяо как стационер. В 1888 году совершил учебный поход на восток, Филиппины, Япония, Китай. В 1890 году поход был уже на Средиземное море, где в Кадисе встретил корвет «Торнадо», с которым не виделся четверть века.
Побывав в Гильбралтаре, Неаполе, Катании, Мессине, Палермо, острове Мальта, корвет вернулся в Пунта-Аренас в январе 1891 года, как раз к началу гражданской войны.
Как и почти весь флот, корвет выбрал сторону Конгрессистов и перебазировался в провинцию Атакама, которую контролировали мятежники. 21 августа 1891 года он участвовал в высадке в Кинтеро.

В 1892 году корвет прошел очередной капремонт. Теперь его учебные походы были ограничены рейсами вдоль побережья. В 1897 году корвет использовался в качестве угольного склада и в качестве плавказармы.

В 1900 году корабль был направлен в Кокимбо в качестве школы штурманов. С 1905 по 1921 год он служил школой моряков. В 1921 году это снова была штаб-квартира школы штурманов. В 1922 году корвет, отслуживший долгую службу стране и флоту, был, наконец, продан с аукциона и сдан на слом.

Чилийский корвет Abtao (1866 г.)
Чилийский корвет Abtao (1866 г.)
-10
-11
Офицеры Абтао во время Тихоокеанской войны
Офицеры Абтао во время Тихоокеанской войны
Aureliano_Sánchez_comandante_del_buque_Abtao
Aureliano_Sánchez_comandante_del_buque_Abtao

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам