И вот - начинается первая пленка. Машина наполнена необходимыми вещами - старт от многоэтажки в центре Горького.
Впереди - недавно реконструированная трасса до Москвы (ныне М7). По всем газетным реляциям, она новенькая и скоростная. Но, однако, практика показывает, что не все так гладко. Вот - еще разворот из альбома:
Итак: непредвиденные объезды (потеря скорости), локальная "транспортная политика" городов Владимирской области, отсутствие мест, где поесть по пути... А как хорошо начиналось, какие были мечты об автопутешествии)) реальность, как обычно, оказалась несколько сложнее. Настолько, что даже люди, видевшие войну, это не могут не заметить.
В целом же - Горьковка тогда выглядела вот так. Телеграфные столбы, редкий поток (хотя по тогдашним понятиям - оживленно, вон, целых 4 машины в кадре!).
Когда штурману скучно, она начинает фотографировать на ходу - "поливать" из своего ФЭДа или "Зоркого". Предыдущее фото, обратите внимание, резкое - а почему? Потому что сделано с обочины, они за какой-то надобностью остановились.
Остановились - и дальше поехали.
А вот дальше - что получается на ходу, в режиме "видеорегистратора".
(отзеркалено, знаю - нечем сейчас перевернуть:))
Проезжаем город Вязники. Сейчас - безумно унылый, снабженный объездной. А тогда - вон какой красавец-городок:
(московская пижонская "Волга", автостанция на базарной площади, местное население пешком либо на мотоциклах...)
Местный пик благосостояния - "Москвич-400" без поворотников, обратите внимание - полностью штатная комплектация! В целом же - смотрите, вон он, город для людей без машин; нравится?
Базар. Палатки. Купили яблок. Мужики ходят опасные, в широких штанах и белых майках, как будто щас закурить попросят.
В общем, серьезно все так, не то что в этих ваших мегаполисах. Не погуляешь расслабленно, скажем прямо. Кстати, замечу, что мы сейчас любуемся фотографиями того же Брессона, сделанные чуть раньше в Москве и других городах СССР - кажется, дело не только и не столько в искусстве фотографа. Дело в особой колоритности самой среды - предметный мир с наслоениями от XIX века до атомной эры, контрасты между деревенской и городской манерами одеваться, разные коды одежды...
А пока всмотримся в то, как одета наша героиня: очень современно, надо сказать, одета для 1961 года. Остромодные туфельки, которые только около 1960 года пошли в производство (сужу по музею обувной промышленности в Кимрах), платье-халат с застежкой спереди, короткая стрижка. Впрочем, ничего удивительного - это вузовский преподаватель в большом городе, напомню.
Во что одеты женщины из Вязников, на этих фото тоже видно: блузка+юбка, часто и платочек.
А вот, собственно, еще одна остановка - привал для пикника и немножко для осмотра машины.
Потом Владимир (оцените дорогу через центр, насколько сейчас там стало шире)
И, наконец, Москва: сначала окрестности Авиамоторной...
Потом по достопримечательностям...
(опять зеркало, извинити)
Итак - 450 км позади, еще 2000 впереди. "Москвич" в норме, с друзьями (там тоже есть фотографии) повидались, полет отличный!
И вот еще один важный нюанс нашей истории: видите значок справа на лобовом стекле? "Р" - Ручное управление! То есть это инвалидная версия Москвича-407 - 407Б, распределявшаяся - как мне подсказал опытный коллега Андрей Богомолов - через систему собесов. Машину можно было получить в пользование (конечно, их не хватало), а можно было в какой-то момент и выкупить. Мотоколяски-"моргуновки" выкупали реже, а настоящие машины - "Запорожцы" и "Москвичи" - чаще.