Сказкотерапии как методу психологии уделяется удручающе мало внимания, несмотря на то, что информации о ней предостаточно. Причем используют ее в своем арсенале в основном детские психологи, хотя со взрослыми она не менее эффективна, в частности в областях семейной психологии, конфликтологии и в проработке вполне конкретных проблем и запросов. Сегодня мы хотим рассмотреть, какие бывают сказки и как с их помощью работать с клиентами. А если вы хотите погрузиться в мир сказкотерапии глубже и освоить эту технику для работы с людьми – ждем вас в Академии на дистанционном курсе «Комплексная сказкотерапия в практике консультанта» с присвоением квалификации «Сказкотерапевт».
Откуда пошла сказкотерапия?
Еще в древности люди передавали с помощью сказок свой опыт, чтобы более юные члены общества могли его перенять и выжить. По сути, уже тогда это было своего рода практическое направление психологии. Но цивилизация росла, развивалась, опасностей становилось меньше, и сказки потеряли свою психотерапевтическую функцию, осталась лишь развлекательная.
Во второй половине XX века, когда психологи активно искали и открывали новые методы и техники для работы с психикой клиента, из старого шкафа вытащили и сказки, стряхнули с них пыль и попытались применить в терапии. И это получилось, да так хорошо, что набралось целое направление в рамках арт-терапии.
Оказалось, что в сказках (даже в детских) есть ответы на вполне серьезные «взрослые» вопросы, начиная от вопросов отношений или конфликтов, заканчивая глобальным смыслом существования. Дело в том, что в обычной жизни человек играет буквально пару ролей, хотя наше Я способно на весь спектр эмоционального «закулисья». Поставленные в необычные обстоятельства, выдернутые из модной зоны комфорта, мы ведем себя совершенно иначе, совершаем нехарактерные для себя действия, испытываем незнакомые доселе чувства. Но мало кто соглашается покинуть свое уютное болотце по собственному желанию, а как по-другому узнать, на что мы способны, кем можем быть и что чувствовать? Здесь и приходят на помощь сказки: это психологически безопасный способ найти ответы на эти вопросы – ведь все происходит «понарошку», словно ты сохранился в компьютерной игре и в любой момент можешь вернуться к началу, что в реальной жизни невозможно. При этом, сказка – не просто «решебник» психологических задач, она еще и обобщает этот опыт, и сразу предлагает практику.
Виды сказок в терапии
В терапии различают семь основных типов сказок:
- Народные сказки. Это самый древний вид сказок, который помогал выживать нашим предкам. Конкретных авторов у них нет, это обобщенный опыт рода, выражающий важные мысли. Какой подтекст несут народные сказки? Во-первых, четкое разделение на черное и белое, где белое (=добро) всегда побеждает, поддерживает веру в хорошее, бодрость духа, подталкивает к саморазвитию и стремлению к лучшему. Во-вторых, испытания, которые проходят герои, учат противостоять любым сложностям, показывают, что выйдя из кризиса, человек становится сильнее морально и физически. Кроме того, через преодоление препятствий герой получает ценную награду, а то, что упало в руки само, так же легко «утекает». В-третьих, в каждой сказке у героя есть помощники, которые приходят в самые критические моменты, – это одновременно формирует у человека доверие к вселенной, миру, и учит в первую очередь решать вопросы самостоятельно, а не перекладывать ответственность.
- Художественные авторские сказки. Часто они более интересные, чем народные, но это и понятно – в первую очередь, они несли функцию развлечения. Поэтому многие из них воспринимать в «прямом» смысле даже вредно, а некоторые герои авторских сказок в психотерапии раскрываются с неожиданных сторон. Например Золушка преподносится автором как положительный персонаж – работящая, трудолюбивая, послушная. Хотя по сути она является жертвой и бесхребетной терпилой, которая не пытается изменить свое тяжелое, однообразное и забитое существование. Только чудо (в виде феи-крестной) дает ей шанс увидеть другую сторону жизни. Но в реальности таких чудес не бывает, поэтому на примере сказки можно научить тому, что не надо сидеть в подвале, перебирая крупу в ожидании прекрасного принца, – так он тебя никогда не найдет. Чтобы что-то изменить, нужно принимать встречные действия самому.
- Психодиагностические сказки. Это – проективная методика, которая позволяет психологу поставить более точный диагноз. Сказка здесь не допускает подыгрывания.
- Психокоррекционные сказки. Они нужны, чтобы в мягкой, игровой форме объяснить клиенту истоки его проблемы и смысл последствий, которые влекут его неправильные или неэффективные реакции. Также такой вид сказок помогает скорректировать эти реакции, заменить их на более адекватные и продуктивные.
- Психотерапевтические сказки. Это сказки, которые лечат. Психотерапевтические сказки затрагивают обычно серьезные проблемы, с которыми сталкивается человек: жизнь и смерть, любовь и отношения, собственный путь, потери, события и сценарии, которые повторяются из раза в раз и т. д. Этот тип помогает высветить внутренний конфликт клиента и найти из него выход, сформировать новое видение сложной ситуации, осознать ее и скорректировать отношение к ней, рассмотреть неоднозначный вопрос с разных, зачастую неожиданных углов, заполнить белые пятна личной истории клиента, обратившись к общему опыту, и многое другое.
- Дидактические сказки. Этот тип сказок обычно создают и используют педагоги, логопеды, дефектологи, чтобы добиться более простого усвоения и интересной подачи учебного материала.
- Медитативные сказки. Психологи используют их для снятия тревожности, психоэмоционального расслабления клиента. Сказка создает безопасное пространство, где человек может избавиться от напряжения, раскрыться и пополнить собственные внутренние ресурсы.
Но самым эффективным методом работы считаются сказки и истории собственного сочинения клиента. Они хорошо помогают, когда у него нет оформленного запроса, просто он чувствует, что что-то не так – сказка вызывает инсайт, работает, как фонарь, который мы включаем в темной комнате.
Преимущества относительно других методов
Исследования психологов показали, что дети, которые дольше верят в сказку (в Деда Мороза, например), впоследствии по жизни более стрессоустойчивы, оптимистичны и позитивны. У этого метода психотерапии есть ряд преимуществ, которые в определенных ситуациях делают его предпочтительным:
- В первую очередь преимущество сказки в том, что она работает очень мягко, после сеанса человек находится в положительном настрое и испытывает эмоциональный подъем.
- За счет своего мягкого воздействия сказкотерапия подходит для работы даже с самыми ранимыми и нежными клиентами – детьми, будущими мамами, пожилыми людьми и просто впечатлительными личностями.
- Сказка помогает клиенту обнаружить новые, непонятные до сих пор выходы из сложной или конфликтной ситуации, но при этом не навязывает их, психолог просто направляет человека, чтобы тот сам их нашел.
- Сказка выполняет роль психологической защиты и помогает клиенту перешагнуть через моральные и психологические барьеры, так как в сказке он перекладывает ситуацию на главного героя и наблюдает за ней как бы со стороны.
Еще один плюс сказкотерапии – ее сочетаемость с другими методами. Например, она отлично работает с песочной терапией, лепкой или рисованием.
Техника помогает человеку:
- адаптироваться в новых условиях;
- научиться разбираться в собственных эмоциях, выстраивать иерархию жизненных ценностей и брать на себя ответственность за свою судьбу;
- преодолеть неприятие себя и чувство одиночества;
- устранить тревожные состояния и вспышки агрессии;
- восстановить эмоциональное и психологическое равновесие;
- увидеть новые выходы из сложной жизненной ситуации;
- в целом укрепить силу воли и психическое здоровье.
Как проходит сессия сказкотерапии
Обычно процесс включает в себя три этапа:
- Психолог рассказывает клиенту подходящую по цели и содержанию сказку, либо клиент сам вспоминает какую-то сказку, которую он любил в детстве.
В последнем случае важно понять, почему выбор пал именно на нее, чем она нравится? Доволен ли клиент концовкой? Какие сходства он находит у сказки со своей жизнью, хочет ли такой же финал? В ком из героев сказки он себя видит?
2. Второй этап – творческий.
Клиент либо переписывает сказку так, как видит, либо сочиняет собственную. Нет способностей рассказчика? Не проблема, человек может «рассказать» свою историю множеством способов – нарисовать, изобразить песком, слепить из глины или пластилина, собрать из лего… Терапевтический эффект этого этапа проявится уже в том, что клиент занимается нехарактерным для себя творчеством. Но на этом все не заканчивается – придуманную сказку надо проанализировать и обсудить с психологом. Почему произошли те или иные события? Почему финал остался тем же, хотя и не слишком нравился клиенту? Что должен сделать герой, чтобы исправить ситуацию? И вообще, может ли он ее исправить, или должен изменить только свои реакции, поведение и отношение к ней?
3. Третий этап – постановка сказки. Клиент должен проявить актерское мастерство и обыграть самые важные и волнующие его моменты.
Психолог, при необходимости, может использовать любые дополнительные материалы – пальчиковых и обычных кукол, метафорические карты, песок, бумагу, краски, карандаши, игры, в которых надо сочинять истории, и многое другое.
Сказка выявляет сценарии поведения, которые не работают, помогает понять, почему мы все равно им следуем и проживаем из раза в раз одни и те же негативные ситуации. Сказка избавляет от стресса и самокопания, лечит забытые обиды, убирает психологические стопоры, которые мешают двигаться дальше и наслаждаться жизнью. Освойте это творческое и увлекательное направление психотерапии вместе с нами!
#сказкотерапия
#сказки
#психология
#надпо
#обучение
#обучениепсихологиив