Современники нередко думают, что крестьяне раньше были на полном самообеспечении и умели все делать сами: строить дом, мастерить мебель, делать глиняную и деревянную посуду, шить сапоги и одежду, выращивать все злаки и овощи, охотиться, рыбачить, и так далее до бесконечности. В общем, полный цикл производства, необходимого для жизни, за исключением предметов роскоши и того — что невозможно сделать кустарно.
На самом деле, это не всегда так. Очевидно, что многие виды ремесел требуют разнообразных и дорогостоящих инструментов, и иметь их всех в одном хозяйстве — очень непросто. Да и овладение этими навыками требует времени, которого нет.
Поэтому со временем в деревнях стали пользоваться услугами сторонних ремесленников (портных, сапожников, слесарей, токарей, кровельщиков, медников, литейщиков, маляров, печников и так далее). Причем, это не всегда были сложные работы. Крестьяне, порой, даже глиняные горшки не могли сами сделать, и заказывали их на стороне.
Расскажу об этом на примере вепсских крестьян, живших (и кое-где до сих пор живущих) на территории нынешней Ленинградской и Вологодской области, а также Карелии.
Эти сведения записал А.А. Киселев в публикации "Техника в чухарском быту", в начале ХХ века. По его информации, главным занятием вепсских крестьян было хлебопашество, а побочным — пасека, рыбный и лодочный промысел, бондарство и охота.
Это очень интересно. Смотрите, по словам Киселева, крестьяне умели делать лодки, а это непростое изделие. Также они умели делать кадки, ушаты, ведра, квасники, жбаны и подойники. Неплохо изготавливали изделия из бересты (кошели, лапти, лукошки, севалки, коробки), а также из лучины — корзинки, посудники, люльки. Делали все прочно и изящно.
Умели строить дома, сами били печи.
При этом! Также по словам Киселева (дальше я цитирую его в авторской орфографии начала прошлого века):
"Ремесла у них были развиты очень странно, о многих они не имеют и понятия. Столярного, портняжного, кузнечного совсем нет. Столы, единственно, хотя и делаются, но это уже не столярный, скорее плотнический стол. Делают стол одним топором и скоберем без клея, на нагелях (штырях).
Шьют сами только сапоги из красной кожи — и то совсем недавно; раньше, хотя и шили, но еще без шпилек.
Нижнее платье, рубаха, портки, балахоны ткут из льна, а кафтан и шубу — из шерсти овец. Из шерсти делают сукно на кафтаны, дяницы (рукавицы) и валенки.
При этом валенки делаются не самими вепсами, а катальниками из Тверской губернии.
Шерсть очень жесткая, и поэтому перед тем, как пустить ее в дело, ее расчесывают сами на рукавицы, либо отдают ширстобиям, когда те приходят в деревню, чтобы они ее разбили.
Праздничную же одежду (лет десять назад ввели польта да пинджаки) шьют пришлые портные.
Железные части все покупаются. Пилами очень мало, больше топором работают.
Обработки кожи и глины среди вепсов нет, и понятия об этом не имеют. Кожа на сапоги отдается доделываться в русские селения, а посуда из разной глины покупается привозная".
Возьмем другого исследователя: А.В. Лескову и ее публикацию "О чухарях" (вепсах). В ней она также пишет, что:
Сами крестьяне изготавливают плоти для осенней бороны, цепы, грабли, лопаты, косовища, топорища. Железные орудия покупают на стороне (тут она подтверждает слова Киселева).
Сами изготавливают кросна-ставины, прялки, веретена, мотовила, челноки, молотилки для льна, мялицы, трепала и т.п. деревянные инструменты.
При этом покупают берда и вьюшки для пряжи.
Делают сани. Дровни и ящики для телег изготавливают сами. А вот колеса покупают.
Посуда у них деревянная и берестяная. А вот глиняная и фарфоровая посуда покупается. Мебель, состоящую из стола и скамеек — делают сами (тут также подтверждаются слова Киселева).
Сита, решета, кухонные принадлежности (ухваты, кочерги и т.п.) — покупают.
Как видите, крестьяне далеко не всегда умели делать все, от начала до конца. Даже те изделия, которые считаются достаточно примитивными, все равно не делали сами, а покупали: глиняную посуду, колеса, вьюшки для пряжи, берда (бёрдо — известное с древних времён орудие труда для ручного ткачества, род гребня), и так далее.
Но в целом, это все совершенно естественно. Конечно, полная автономность и умение делать все виды работ на 100% — это хорошо. Но на практике удобнее оказалась ситуация, когда каждый занимается тем, в чем преуспевает. Одни выращивают возле дома рожь, а другие занимаются ремеслами, и ходят между деревнями, предлагая свои услуги и зарабатывая на них.