Найти тему
Москва промышленная

Технологии вокруг нас: разработки на основе интернета вещей, которыми мы уже пользуемся или скоро будем

Оглавление

Мы уже писали об интернете вещей, истории развития технологии и ее применении. А теперь пришла пора поговорить о современных российских разработках в этой сфере.

Электронный паспорт кабеля

Мало кому приятно распутывать хитросплетения проводов. При строительстве зданий и промышленных объектов приходится иметь дело с сотнями, а иногда десятками тысяч электрических кабелей, и выглядят они вовсе не как зарядка от телефона. Это толстые, как канаты, кабели, нередко соединенные в большие пучки. Разбираться с ними – сложная задача. Радиометки, установленные в кабелях MAGNETAG от «Москабельмет», успешно справляются с этой и рядом других очень важных проблем.

На стадии производства под защитную оболочку кабеля MAGNETAG вшиваются невидимые глазу радиометки, каждая из которых содержит уникальный код. Считывание этого кода позволяет, во-первых, убедиться в том, что перед вами продукт «Москабельмет», а не фальсификат. Во-вторых, радиометки позволяют сэкономить массу времени при эксплуатации и обслуживании кабеля.

Требуется только специальное приложение, доступное в App Store и Google Play, и устройство, которое поддерживают технологию NFC. Проводите телефоном вдоль кабеля – он «видит» радиометку и отображает информацию о продукте.
Требуется только специальное приложение, доступное в App Store и Google Play, и устройство, которое поддерживают технологию NFC. Проводите телефоном вдоль кабеля – он «видит» радиометку и отображает информацию о продукте.

Эволюция электробуса

На московских улицах становится все больше электробусов. Компания «ИТЭЛМА» изобрела систему, которая не только делает производство электробусов менее дорогостоящим, но и оптимизирует расходы на их эксплуатацию. Это полностью отечественная разработка.

Традиционно в электробусах параллельно существуют три электронные системы: мультиплексная система бортового управления, телематическая система, система управления электросиловой установкой.

Инженеры из «ИТЭЛМА» создали единую электронной системы управления электробусом. Она объединила в едином контуре все перечисленные элементы.

Система позволяет существенно оптимизировать как архитектуру управления, так и стоимость электронных блоков.
Система позволяет существенно оптимизировать как архитектуру управления, так и стоимость электронных блоков.

Благодаря нововведениям электробус можно также оснастить большим числом аккумуляторных батарей. Так машина будет иметь значительно больший запас энергии и реже нуждаться в зарядке.

Универсальная информационная платформа

Интернет вещей (IoT) помогает совершенствовать пространство для человека. Собственные успешные наработки в концепции «Индустриальный интернет вещей» есть у группы компаний «Миландр»: это информационная платформа «Инфосфера». Спектр ее применения практически неограничен, и она уже отлично себя зарекомендовала в различных отраслях экономики.

Платформа решает вопрос мониторинга производственного процесса, состояния оборудования, учета и анализа информации от различных датчиков и приборов.
Платформа решает вопрос мониторинга производственного процесса, состояния оборудования, учета и анализа информации от различных датчиков и приборов.

Самая очевидная сфера применения – это ЖКХ, где всегда актуален вопрос сбора данных об объеме потребляемых услуг.

Первый запуск «Инфосферы» состоялся в Казани в 2016 году. Здесь по запросу местных коммунальщиков в одну систему объединили около 70 тыс. счетчиков потребления электричества и воды, которые просто собирали информацию и передавали ее в автоматическом режиме управляющим компаниям.

Следующий крупный проект был реализован в Новосибирской области. В региональные электросети подключили около 10 тыс. счетчиков. Объединенные в одну систему, они не просто собирают информацию, но и в режиме реального времени позволяют выявить энергопотери, а значит, и минимизировать их.

В Перми «Инфосферу» развернули на деревообрабатывающем предприятии. К станкам подключили датчики, которые в режиме реального времени передают информацию о выходе готовой продукции, о простое оборудования. Соответственно, менеджеры могут оценивать эффективность его использования и оперативно принимать управленческие решения.

Слаботочные сети

Объединять в сеть крышки канализационных люков, отслеживать перемещение товаров на складе, собирать и анализировать данные о мусорных контейнерах – и все это дешевле и проще, чем у сотовых операторов. Благодаря технологии, разработанной московским предприятием ООО «РадиоТех» под торговой маркой GoodWAN, уже во многих странах люди пользуются датчиками с радиоканалом малой мощности дальнего радиуса действия LPWAN.

Если на дверь установить датчик, он будет передавать тревожное сообщение об открытии двери. Это очень простое сообщение всего в 1 бит информации о текущем состоянии – открыта или закрыта дверь. В нем нет ни голоса, ни изображений, ни тем более потокового видео.

20 лет назад в России с тревожных кнопок для охранных систем банков и магазинов и с автомобильных брелоков начался интернет вещей, задолго до появления аналогичных западных разработок. В отличие от автомобильного брелока, у тревожной кнопки нет обратного канала связи: сигнал поступает от кнопки к пульту охраны. Отказ от обратного канала сделал возможным массовое производство дешевых, но очень надежных датчиков для объединения городских систем в LPWAN-сети.

В сети LPWAN много датчиков подключаются к одной базовой станции. Датчики крепятся к столбам линии электропередачи, стенам жилых домов, мостам, набережным, деревьям, погружаются в почву или воду. Одни виды датчиков измеряют и передают данные о температуре, влажности или давлении, другие реагируют на событие: изменение угла наклона, исчезновение электро-питания, разблокирование двери.

Содержащее данные сообщение передается на базовую станцию с антенной, которую устанавливают на крышах многоэтажек или других высоких строениях. Оттуда сигнал через Интернет или локальную сеть попадает в личные кабинеты пользователей.

Открыв приложение, можно посмотреть карту расположения датчиков и ознакомиться с данными в виде графика или диаграммы. Пользователь получает оповещение об отклонениях от нормы в мессенджер или по электронной почте.

В LPWAN-сетях можно получать сведения о перемещающихся объектах – например, на станциях проката машин или велосипедов, на железнодорожном транспорте или на складе. В городе можно отслеживать падающие от урагана деревья, уровень воды в канализации, степень наполненности мусорных контейнеров или маршруты их вывоза из разных частей города. Технология помогает экономить ресурсы, охранять объекты и предотвращать аварии в сфере ЖКХ, сельского хозяйства, логистики, производства, медицины и фармацевтики.

Датчики, собранные в соответствии с технологией LPWAN, и лицензии на их производство у «РадиоТеха» охотно покупают на Ближнем Востоке и Украине, в Казахстане, Италии, Франции, Германии, Испании и Финляндии.
Датчики, собранные в соответствии с технологией LPWAN, и лицензии на их производство у «РадиоТеха» охотно покупают на Ближнем Востоке и Украине, в Казахстане, Италии, Франции, Германии, Испании и Финляндии.

SIM-карта поколения next

По своему функционалу embedded SIM (или просто – eSim) практически ничем не отличается от обыкновенных сим-карт. Она может идентифицировать в сети аккаунт, устройство или машину и предоставлять необходимый доступ. При этом обычные симки мы вставляем в телефон сами, а eSim впаиваются в материнскую плату смартфона еще при изготовлении устройства.

Затем производители загружают в eSim-чип данные, необходимые для первичной идентификации, а, в свою очередь, пользователю остается лишь загрузить в eSim свой профиль. Причем сделать это можно бесконтактно, через любой доступный внешний интерфейс: LTE, Wi-Fi, Bluetooth. Не нужно искать салон связи, покупать физическую карту, не нужно вставлять ее и иметь для этого скрепку под рукой. Подключиться к услугам связи можно онлайн.

Если обычные симки нам приходится время от времени менять (например, по приезде в другую страну), то с eSim проще: для подключения устройства с eSim к сотовой сети в него можно ничего не вставлять. Пользователю только потребуется отсканировать предоставленный оператором QR-код или скачать приложение. Новый номер сам зафиксируется на встроенной eSim.

Вероятно, в будущем основными потребителями eSim станут не люди с телефонами, а машины. Таким образом, область применения технологии необъятна, а устройства, в которые может быть встроен eSim, бесчисленны: любые счетчики, датчики, системы видеонаблюдения, банкоматы и т.д.

Однако, чтобы все это было возможно, по другую сторону должна действовать виртуальная инфраструктура, которая позволит создавать, загружать и хранить профили пользователей. Эта инфраструктура – RSP-платформа. Компания «Исткомпис Рус» стала в 2019 году первым в России разработчиком таких платформ.

Специалисты создают для сотового оператора собственную IT-инфраструктуру, в которую загружаются электронные профили абонентов. Там же они и хранятся. Через RSP-платформу происходит активация eSIM и отправка профиля пользователю.

К слову, «Исткомпис Рус» также производит сами чипы для eSim и активно сотрудничает с бизнесом, не связанным напрямую с сотовой связью.

-5

Понравилась статья? Поставьте нам лайк!

Читайте также:

#интернет вещей #история технологий #удивительные изобретения #российские разработки #технологии #новые разработки #электробус #сим карта #esim в россии #esim