Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Мексиканская империя: рождение и крах

Имперское прошлое в современной федеративной республике Мексика представлено архитектурой, с величественными католическими соборами, да испанской речью – всё-таки это крупнейшая испаноязычная страна в мире. Но это привнесенное европейское наследие, которое распространялось еще с эпохи конкистадоров. Стереотипный мексиканец прежних времен — вооруженный инсургент в шляпе, смуглый борец за равенство и свою свободу. Между тем, целых два раза мексиканское государство становилось амбициозной империей, однако ненадолго…

Первые «имперские замашки» на мексиканской земле проявились еще во время губернаторства Эрнана Кортеса: несмотря на то, что знаменитый конкистадор подчинялся двору Карлоса I, он проводил вполне самостоятельную политику. Кортес лично распределял новые земли, возглавлял военные походы, облегчил колониальную зависимость, а также оставил многие структуры коренных народов без изменения. В религиозном плане рьяно настаивал на постепенной христианизации с помощью изучения ацтекских языков монахами. Испанский король требовал не ограничивать переселенцев лишь территорией городов и не заключать смешанные браки (сам конкистадор-завоеватель имел несколько детей от индеанок и даже крестил их). Слухи о самовольстве на новых землях привели к появлению на американских берегах кораблей королевской комиссии. Показательно, что первый епископ Мексики писал о злоупотреблениях присланных чиновников, пока Кортес посещал заморскую родину. Не случайно введенный позже титул «вице-король колонии» имел заметные ограничения в полномочиях.

Огромную роль в отделении колониальной Новой Испании от Испанского королевства сыграли французы. Наполеоновская интервенция 1808 года привела к появлению марионеточного режима в Мадриде: Бонапарт поставил во главе Испании своего старшего брата Жозефа. В заокеанской колонии впервые заявили о недееспособности бывшей метрополии и возможном отделении.
Кроме того, широкие слои населения в мексиканских провинциях и интендантствах были фактически бесправны в политическом и экономическом плане. А рядом находился пример успешно восставшей колонии — Соединённых Штатов. Восстание поднял просвещенный священник Мигель Идальго, выпустив воззвание к народным массам в родном городе Долорес. Первыми встали на борьбу за свои права индейцы, метисы и беднота из сельской местности. Отряды Идальго достигали десятков тысяч человек и вступали в кровопролитные столкновения с роялистскими силами. В 1812 году многие революционеры с радостью встретили новость о том, что учредительное собрание испанских кортесов, известное либеральными взглядами, признало гражданские права всех жителей колоний (кроме тех, у кого имелись африканские предки).
Но колониальная власть проявила твердую руку, подавляя сопротивление. Ей удалось казнить взять в плен предводителей партизан и добиться численного превосходства своих сил из-за того, что разгул анархии и насилия в ходе революции не на шутку напугал население. Сложившим оружие смутьянам даже пообещали амнистию. В 1821 году, когда движение за независимость почти угасло, местные креолы неожиданно взяли курс на сепаратизм.
Креолы – потомки мелких аристократов, первых переселенцев и землевладельцев различного достатка, которые не смешивались с представителями других рас и «полукровками». Согласно принятой иерархии, они относились к высшей касте (от испанского «casta» - род), поэтому очень боялись потерять свои привилегии. Причиной их измены Испании было желание оградить себя от либерально-демократических перемен на исторической родине. Расстановка сил изменилась, и представитель короны, наместник Новой Испании, вынужден был свыкнуться с суверенностью Мексики посредством Кордовского договора.

Параллельно с этим событием, отряд полковника Агустина де Итурбиде взял Мехико и установил хунту. Он взошел на трон как первый император государства - Агустин I. При этом новая власть объявила, что это временная мера, а корону должен получить достойный принц из европейского континента.
Надо ли говорить, что огромное число мексиканцев с республиканскими взглядами были недовольны таким итогом своей борьбы. Уже в 1822 году повстанцы под предводительством военного деятеля Антонио Лопеса де Санта-Анны перешли в наступление и спустя год окончательно разбили немногочисленные силы новоиспечённого монарха. Агустин Первый сложил с себя полномочия и уехал в изгнание в Италию.
Кстати, во время борьбы за независимость впервые появился зелено-красно-белый триколор, напоминающий современный флаг. Имперские власти добавили в центр герб. На нем изображали орла, что сидит на кактусе и пожирает змею. Это древний ацтекский символ, полюбившийся христианам Нового Света из-за аллюзии на победу добра над злом.

С провозглашением республики мирное время так не наступило: вскоре началась эпоха переворотов – смены президентов и соперничества влиятельных военных. Во главе страны несколько раз оказывались Санта-Анна и его противник, либерал Валентин Гомес Фариас. Страна погрязла в беззаконии и разрухе. Даже такой гуманистический акт, как отмена рабства нашел лишь многочисленных противников и только усугубил ситуацию. Испанский десант в 1829 году попытался вернуть контроль над бывшей колонией, но потерпел неудачу
Между тем, французы в 1838 году совершили военную интервенцию в Мексику. Конфликт, прозванный Кондитерской войной, начался из-за того, что французский кондитер обратился к королю Луи-Филиппу с просьбой помощи в возмещении ущерба разрушенного магазина в Мехико. Непомерные требования парижских дипломатов привели к отрицанию республикой долгов по кредитам. Французы заблокировали порты Мексиканского залива и поддержали мятежный штат Техас, который на тот момент несколько лет считал себя отдельным государством. После нескольких поражений Мексика согласилась выплатить деньги.

Эта история повторилась в 1861 году: союз Англии, Испании и Франции во главе с последней осуществил вторжение в мексиканские штаты под предлогом неуплаты международных долгов. Несмотря на поражение французов в битве при Пуэбле, страна оказалась слаба, так как переживала последствия гражданской войны между консерваторами и либералами из-за принятия новой конституции. Европейцы же, захватив столицу, фактически создали новую империю под своим крылом. В 1864 году императором, при содействии Наполеона III, короновался австрийский эрцгерцог Максимилиан из влиятельнейшего дома Габсбургов.
Вопреки желаниям консерваторов, новый император затеял демократические преобразования (например, анонсировал признание за индейцами их земель) и даже вел переписку с Бенито Хуаресом, лидером вооруженных республиканцев. Он планировал узаконить свободу печати, закрепить права зависимых крестьян. Но на реформы, как известно, необходимо время. Народ же, в большинстве своём, воспринимал чужеродную власть, как узурпаторов.

Вторая Мексиканская Империя рухнула после того, как в 1867 году французский корпус вернулся домой из-за нарастающей прусской угрозы. Монарх не успел организовать собственную армию, и страну молниеносно захватили сторонники Хуареса, чему способствовал патриотический подъем. Кроме того, у республиканцев был сильный союзник - США, которые поддерживали их из-за симпатий империи к южанам-конфедератам. Силы монарха попали в окружение и после долгого сопротивления сдались. По решению военно-полевого суда Максимилиан был расстрелян.
Дальнейшая история Мексики видела восстания солдат, революции, промышленный рост, индустриализацию, диктатуру, десятки президентов; но Третья Империя так и не появилась.

Автор - Ваня Коберницкий