Найти тему

Разговор с Фредериком Малем: синтетика, зелень и забытые духи

Мария Головина беседует с парфюмерным издателем о природе новинки Synthetic Jungle. Приводим эксклюзивное интервью с основателем Editions de Parfums Frédéric Malle.

Парфюмерный издатель Фредерик Маль поработал со старой знакомой, но новым для марки автором — мастером-парфюмером Анн Флипо. Плодом этого сотрудничества стали «цивилизованные, стилизованные джунгли» — Synthetic Jungle.

Среди официальных источников вдохновения культовые зеленые шипры 70-х — Estée Lauder Private Collection, Chanel №19 и Sisley Eau de Campagne, а также полотна Анри Руссо, «Аватар» Джеймса Кэмерона и музыка Стиви Уандера для документального фильма The Secret Life of Plants («Тайная жизнь растений», фильм Уэйлона Грина по одноимённой книге Питера Томпкинса — прим. автора).

Переслушивая альбом Уандера с салатовой обложкой, я вспоминаю ещё одну «растительную» пластинку, датированную 1976 годом, и сразу же хочу включить её в качестве аккомпанемента к «синтетическим джунглям» Маля: речь о Mother Earth's Plantasia — «тёплой музыке для растений… и людей, их любящих», помогающей «расти вашей рассаде».

Не могу удержаться от мыслей и о других исторических параллелях: в 1947 году одна из первых видных женщин в парфюмерной индустрии того времени, Жермен Селье, создаёт революционный, бескомпромиссно зелёный аромат для Пьера Бальмэна. Vent Vert — «зелёный ветер» — обладал горькой и свежей гальбанумной мощью, до тех пор незнакомой потребителю. Именно этот «ветер перемен» опередил время и стал родоначальником отдельного парфюмерного семейства.

В конце 80-х, когда зелёную свежесть в духах стало возможным изображать не только крупными мазками (читай: сверхдозой) гальбанума, но и с помощью новых синтетических веществ, ещё одна великая женщина-парфюмер — София Гройсман — придумывает Calyx для марки Prescriptives (годы спустя аромат перевыпустит Clinique, а София напишет несколько удачных формул и для Frédéric Malle). Этот микс из ландышевой росы и сока тропических фруктов на мшистой подложке был не очень известен в России, но вызывает ностальгический плач у американцев.

В одном из залов МОММА на Петровке, где презентовали Synthetic Jungle — свежий взгляд на зелёную классику от знатока природных аккордов Анн Флипо, разные парфюмерные эпохи смешались в причудливой, но элегантной пропорции. По стенам текла видео-инсталляция молодого режиссёра Нейла Белуфа, а облако аромата напоминало ольфакторную голограмму: зелёный смузи из щавеля, листьев смородины и кейла (что-то абсолютно современное); охапка гиацинтов с приятным старомодным запахом; ландыш — но не мыльный, а очень телесный, как в ароматах Рудницка; пронзительный мох, делающий такими строгими и подтянутыми все шипры на свете.

Маль снова то ли обучает, то ли проверяет свою аудиторию, совершенно не боясь запускать новый парфюмерный том с множеством отсылок к прошлому, размышлениями о будущем и свойственными марке и её основателю ироничными вставками.

-2

Мне удалось задать господину Малю несколько вопросов о природе Synthetic Jungle, и его лаконичные и броские ответы вызвали невольную улыбку.

Можно с уверенностью сказать, что эпитет «synthetic» («синтетические») в названии вашего нового творения Synthetic Jungle кажется чуждым или как минимум провокационным для вселенной Editions de Parfums Frédéric Malle. Почему вы выбрали именно это слово? Были ли какие-то иные варианты названия — как это было, например, с Rose Mistral, превратившейся в итоге в Rose & Cuir — пока Анн Флипо работала над композицией? Что было первым — название или аромат? 

Фредерик Маль: Конечно же, аромат был первичен, кроме того, синтетика совсем не чужеродна для моего бренда, так как великая парфюмерия была рождена благодаря синтетическим душистым материалам, и они просто необходимы для создания выдающихся духов. Это не значит, что мы не используем большое количество натурального сырья. Напротив — возможно, марка Frédéric Malle использует его больше, чем кто бы то ни было, благодаря тому, что у неё больше финансовых возможностей и доступа к лучшим производителям, чем у других компаний. Тем не менее, синтетика исключительно важна для точности и выразительности композиций. В отличие от того, что привыкли думать несведущие люди, синтетические вещества не враги, а незаменимые союзники. Я решил использовать слово synthetic в названии в качестве лёгкой провокации, поскольку хотел бороться с невежеством. 

-3

Зелёный — лейтмотив Synthetic Jungle. Есть ли оттенок зелёного, который вы почитаете так же, как колдеровский красный (Маль не раз ссылался на «заимствование» ярко-алого цвета у американского скульптора Александра Колдера — прим. автора)? Из всех существующих зелёных, какой цвет в большей степени отражает характер Synthetic Jungle? 

Ф.М.: Вся суть в том, что Synthetic Jungle — это именно симфония зелёного, так что мне было бы сложно выделить лишь один оттенок! (Действительно, в МОММА фоном для презентационного стенда с флаконом послужило полотно различных оттенков зелёного из таблицы цветов Pantone: от жёлто-салатового 374 С для иланг-иланга до изумрудного 350 C, ассоциируемого с аккордом смородины. — прим. автора)

Давайте деконструируем оригинальную концепцию Synthetic Jungle. Говоря о настоящих джунглях, чувствуете ли вы себя комфортно в окружении дикой природы? Есть ли зеленый оазис, который смогли бы назвать своим любимым? И есть ли что-то, что вас интересует в чём-то чисто синтетическом?

Ф.М.: Должен признать, что я человек города и, будучи истинным французом, всегда предпочитал аккуратные французские сады, в которых природа приручена и иллюстрирует задумку художника. Тем не менее, в детстве я будто оказывался в маленьких джунглях каждый раз, когда посещал Сад растений Парижа (Jardin des plantes de Paris, ботанический сад в Париже, часть Национального музея естественной истории — прим. автора). Ближе, чем в тех оранжереях, к дикой природе я не подбирался, и не могу не отметить, что запах сырости там уже слишком интенсивный на мой вкус. 

-4

Как вы думаете, почему 2021 год нуждается в старом добром отменном зелёном шипре? Что, на ваш взгляд, может сделать зелёный ветер минувших дней вновь завораживающим?

Ф.М.: Честно говоря, для меня это было инстинктивной реакцией, в запуске Synthetic Jungle нет никакой философской задумки. Я просто понял, что в момент, когда все говорят о зелени, природе и спасении планеты, на рынке совершенно не представлены зелёные ароматы, поэтому сделать такой было бы по-своему парадоксально. Питаю особую слабость к парфюмерным жанрам, о которых все давно забыли.

🌏 AROMO В ИНТЕРНЕТЕ
▫️Наш сайт: https://aromo.ru
▫️Instagram: https://www.instagram.com/aromo.ru
▫️Facebook: https://www.facebook.com/aromo.ru
▫️ВКонтакте: https://vk.com/aromo_ru
▫️Telegram: https://t.me/aromo_ru
▫️Twitter: https://twitter.com/aromo_ru
▫️Одноклассники: https://ok.ru/aromo.ru