У российской журналистки Александры Ковальской с Афганистаном тёплые отношения: она не раз работала в этой стране и в начале октября отправилась в свою пятую командировку в Кабул. Для Туту Сюжетов Александра уже писала, как устроена жизнь в Кабуле при талибах*, а недавно по нашей просьбе пообщалась с Ниаматуллой Мусафером, директором департамента туризма министерства информации и культуры Афганистана.
Департамент туризма, как и многие административные здания в Кабуле, расположен за высоким бетонным забором. У входа на пластиковых стульях скучают два длинноволосых боевика. Если постучать, в железной двери открывается глазок, охранник (тоже талиб, разумеется) рассматривает посетителя, а через какое-то время (видимо, с кем-то посоветовавшись) впускает на территорию департамента и проводит по коридорам к кабинету директора, которого зовут Ниаматулла Монтазер. По пути он, как будто извиняясь, объясняет: вы, мол, не смотрите, что так пусто — у нас много сотрудников, просто они уже ушли домой.
За спиной у директора, одетого в национальный афганский костюм и тюрбан, стоит белый флаг «Талибана» — без него в Афганистане сейчас не обходится ни один кабинет чиновника. Монтазер распоряжается принести чаю — иначе разговаривать нельзя. Охранник приносит чайник и не уходит. Он устраивается на потёртом кожаном диване, ставит на пол АК дулом вверх, кладёт на него ладони и опирается на них подбородком. Его присутствие придаёт мирному разговору про туризм какой-то новый колорит.
Недавно афганское новостное агентство «Бахтар» сообщило, что Афганистан посетили первые туристы. Откуда они были и как попали в страну?
— Мне неизвестно, кто они были и откуда. Однако мы рассчитываем, что сейчас, когда в Афганистане наконец стало безопасно, сюда будут приезжать туристы со всего мира. В нашей стране много красивых мест, они заслуживают того, чтобы на них посмотреть.
Как вы планируете развивать туризм в Афганистане?
— Сейчас сложно сказать наверняка: экономическая и политическая ситуация в стане остаётся довольно сложной. В будущем, возможно, департамент туризма создаст специальные отделения в тех афганских провинциях, где есть достопримечательности, и эти отделения будут заниматься привлечением путешественников. В мире много стран, куда любят ездить туристы, почему бы Афганистану не стать одной из них?
Как именно вы планируете привлекать иностранных туристов?
— Этим занимается наше государственное турагентство «Афгантур». У него есть аккаунты в соцсетях, в том числе на Фейсбуке, и там планируется размещать информацию и фото, которые могут привлечь путешественников.
Планируете ли вы упростить правила выдачи туристических виз?
— Выдача виз, будь то туристические, бизнес-визы или любые другие, требует согласования с министерством иностранных дел. Не исключено, что в будущем будут проведены определенные изменения в визовых вопросах, но на это потребуется время. Мы будем рады видеть в Афганистане гостей из России или любых других стран и постараемся создать для этого все условия.
Какие достопримечательности вы рекомендуете посмотреть в вашей стране?
— В первую очередь хотелось бы отметить, что в любом районе Афганистана можно найти то, что привлечет внимание туристов, — природа, исторические места, мягкий климат. Нельзя не упомянуть природный парк Банде-Амир в провинции Бамиан. Это место пользуется популярностью среди афганцев, которые часто ездят туда отдохнуть.
— Джелалабад тоже красивый город, — мечтательно вставляет охранник. Судя по его диалекту пушту, он может быть родом оттуда.
— Да, кстати, — спохватывается директор, — у нас есть книга про достопримечательности. Возьмите её в подарок!
Охранник отставляет в сторону АК и достаёт из шкафа путеводитель по достопримечательностям Афганистана, напечатанный задолго до прихода талибов, с республиканским чёрно-красно-зелёным флагом на обложке. На первой странице обращение от Хасины Сафи, исполнявшей в то время обязанности министра информации и культуры. Как бы ни обещали нынешние власти соблюдать права женщин, а всё-таки трудно представить вот такого министра в красном платке в Афганистане сегодняшнего дня.
Могут ли иностранные туристы посетить Афганистан прямо сейчас?
— Конечно. Никаких проблем с этим не возникнет. Сейчас иностранцы могут ездить в те же самые места в стране, куда езжу я сам, — к счастью, в Афганистане наконец стало мирно и безопасно. Правда, сейчас почти нет международных рейсов, но, когда авиасообщение возобновится, мы надеемся, что иностранных гостей станет больше.
Для развития туризма важна сеть авиаперевозок. Есть информация, из каких стран будут запущены рейсы в ближайшем будущем?
— Сейчас есть пассажирские рейсы из Кабула в ОАЭ и Пакистан. Сложно сказать, куда можно будет летать в ближайшем будущем, это зависит от многих условий: экономической и политической ситуации, служб аэропорта и многого другого.
Материал по теме: Каким был Кабул до талибов
Иностранные туристки тоже могут путешествовать по Афганистану?
— Могут, почему нет? — кажется, директор не вполне понимает, почему я об этом спрашиваю.
Женщина, путешествующая в одиночку, — странное явление для афганской культуры…
— Вы правы. Но вместе с этим в афганской культуре существует уважение к женщинам. Иностранные гостьи могут путешествовать по нашей стране, их никто не побеспокоит. No problem! — добавляет он уже по-английски.
На ваш взгляд, путешествия могли бы быть реализованы в виде готовых туров или Афганистан готов принимать самостоятельных путешественников?
— Разницы нет, мы всегда рады гостям.
Планируется ли строительство каких-то туробъектов – отелей, ресторанов, развлекательных центров для путешественников?
— На мой взгляд, у нас все это уже есть, — и бородатый охранник на диване согласно кивает. В общем, они оба правы: в той же упомянутой выше провинции Бамиан имеются отели международного уровня, которые, правда, сейчас пустуют.
Каким мог бы быть бюджет недельной поездки?
— Афганистан — страна недорогая, — смеется директор. — Конечно, всё зависит от вкусов и возможностей гостей, но в целом будет гораздо дешевле чем, например, в Турции.
Когда мы заканчиваем интервью, в кабинет входят ещё два талиба. Оказывается, они учили русский в школе в те времена, когда Афганистан был прокоммунистическим и в нём находился ограниченный советский контингент. Узнав, что я из России, они выкладывают весь запас известных им русских слов: «здравствуйте», «спасибо», «хорошо» и «товарищ», а напоследок говорят уже на пушту: «Спасибо, что приехали. Добро пожаловать».
Что ж, в Афганистане действительно всегда рады гостям, с этим не поспоришь.
*Талибан — запрещённая в России террористическая организация.