Самыми кровожадными авторами детективов, на мой взгляд, являются французы - Жан-Кристоф Гранже, Франк Тилье, Максим Шаттам и пр. Если в их книгах находят трупы, то вагонами(иногда в прямом смысле слова), если имеет место заговор, то он, как правило, планетарно-галактического масштаба. И Оливье Норек, по сравнению с этими литературными мясниками, практически агнец божий. Этакий середнячковый хорошист, но со свойственной более именитым землякам профессиональной жестокостью. Я уже рассказывал про книгу "Мертвая вода" и не планировал в дальнейшем продолжать изучать творчество автора, тем не менее еще один роман Норека "Меж двух миров", вышедший на днях в издательстве "Азбука", оказался у меня в руках. Я сел его полистать и на пять часов выпал из реальности.
Писательница Филлис Дороти Джеймс говорила, что детективы, в финале которых торжествует справедливость, настраивают читателей на позитивный лад и успокаивают. Поэтому остросюжетный жанр становится особенно популярен в периоды перемен и тревожные времена. Роман "Меж двух миров" в этом смысле оказывает полностью противоположный эффект - он безжалостно бьет по болевым точкам общества, после прочтения становится неуютно, ощущается металлический привкус, хочется поскорее убрать книгу на полку и вымыть руки. По аналогии мне вспомнилась "Американская грязь" Дженин Камминс(спорный прошлогодний бестселлер, который чуть ли не развязал войну между писателями США и Мексики, а теперь уныло догнивает во всех "Фикс-Прайсах" страны). И дело не столько в сюжете, сколько в затронутых автором темах. Для меня "Меж двух миров" это более брутальная(и не отдающая голливудщиной) версия "Американской грязи". Ты читаешь роман, без труда предугадываешь следующий сюжетный поворот и думаешь "Нет, блин, только не это!". И, конечно же, получаешь именно это. Так что приберегите книгу для менее тревожных времен, карнавала в нашем клюква-лэнде пока не будет.
Меж двух миров. 2017
Адам Саркис - сын франко-сирийского дипломата. Он родился в Дамаске, 15 лет проработал полицейским, а потом перешел в военную полицию. Разочаровавшись в режиме Асада, Адам примкнул к группировке повстанцев и какое-то время вел "подрывную" деятельность в своем ведомстве, пока не оказался под угрозой разоблачения. Опасаясь за жизни близких, Адам отправляет в Европу жену и дочь, но сам вынужден остаться. Маршрут до Лондона, где их ждут родственники, проходит через Ливан, Ливию, Средиземное море и занимает много недель, а то и месяцев. Жена и дочь должны ждать Адама во Франции, в лагере для беженцев "Джунгли" возле города Кале, а оттуда они втроем попытаются попасть в Великобританию. Но когда Адам в конце концов добирается до Кале, свою семью он в лагере не находит. Теперь он каждый день бродит по Джунглям с фотографией родных, встречает все новоприбывшие автобусы с беженцами и пытается выжить в опасных и жестоких трущобах, перенаселенных голодными и озлобленными людьми.
Бастьен Миллер - лейтенант полиции, который по семейным обстоятельствам переводится из Бордо в Кале. Сослуживцы поглядывают на него с недоверием, так как по собственной воле сюда еще никто не переводился. Кале считался бы спокойным портовым городком, если бы не расположенный поблизости лагерь беженцев "Джунгли"(раздираемый религиозными и этническими распрями), в котором постоянно пребывают восемь-девять тысяч нелегалов. В первый же день на новом месте молодой сотрудник подключается к расследованию покушения на местного неонациста, а потом начинают появляться трупы на территории Джунглей.
Майор Парис служит в контрразведке и уже несколько лет безуспешно охотится за вербовщиком смертников по прозвищу Фантом. Агенты Париса получают сведения, что Фантом прибыл в лагере беженцев "Джунгли" для вербовки очередной партии наемников. Парис приезжает в Кале, чтобы с помощью своих информаторов в Джунглях ликвидировать неуловимого преступника.
Такой вот получается трехбортный карамболь.
Как и в ранее изданной(хотя и позднее написанной) "Мертвой воде", слабые места автора остаются без изменений - надуманность и сентиментальность некоторых сцен, необязательные подробности, школярские погрешности в описаниях взаимоотношений между людьми и попытки ввести любовную линию туда, где она явно лишняя. Ну и эти постоянные потуги эмоционально шокировать и насыпать соли на рану - все это когда-то было, вроде в 21 веке живем. Хотя, если Чехов и Андреев с нами уже случились, то что ж теперь, вообще не писать?
Из плюсов следует упомянуть манеру повествования автора(сюжетное построение романа) и хорошо проработанных персонажей.
Возможно, я сверх меры придираюсь, но ситуация среди "свежих" авторов в жанре сегодня такова, что их вроде бы легион, а все как на одно лицо. Создается впечатление, что где-то разработали программу для написания "типичного триллера" и ее результаты штампуют теперь с завидной регулярностью, только под разными псевдонимами. У меня на ближайший год запланировано полсотни текстов про любимых писателей-детективщиков - среди них молодых авторов двое(двое, Карл!). А у Норека хотя бы есть индивидуальность, он запоминающийся. Остальное приложится - вон его дружбан Франк Тилье, когда приезжал в Россию презентовать "Ленту Мебиуса", говорил нам открыто: "Ребята, я научился нормально писать к десятой книге."
Рейтинг романа по версии crime fiction: 0 из 5
Fейк Fакт: Оливье Норек бывший капитан полиции и среди прототипов его персонажей очень много реальных людей - коллег, знакомых и селебрити. Так в романе "Меж двух миров" среди прототипов замечены: Николя Саркози, Джо Дассен, Жак-Ив Кусто, Жан Рено, Люк Бессон, Мишель Платини и якутский шаман Александр Габышев.
#современный_детектив_crime_fiction