Найти в Дзене
ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

Испанец Хосе Де Рибас - первый строитель Одессы

Оглавление
Продвижение Российской империи к южным морям началось еще при Петре I, но окончательно закрепиться на берегах Черного моря удалось только во времена Екатерины II. Сначала был присоединен Крым и началось строительство Севастополя - главной базы Черноморского флота, а затем началось строительство и развитие Одессы, главного торгового порта России на Черном море. Хосе Де Рибас- испанец на службе в русской армии сначала участвовал в штурме и взятии турецкой крепости Хаджибей, а затем стал основателем и главным строителем города, возникшего на этом месте - Одессы.

Военная карьера Хосе Де Рибаса

 Хосе Де - Рибас, он же Иосиф Михайлович Дерибас
Хосе Де - Рибас, он же Иосиф Михайлович Дерибас

Хосе Де Рибас, сын знатного каталонского дворянина в 1774 году в возрасте 23 лет был официально принят на русскую военную службу в чине капитана. Получив звание и русское имя Иосиф Михайлович Дерибас, он отправился на русско-турецкую войну. После окончания войны в 1776 году женился на Анастасии Соколовой, камер-фрейлине императрицы. На их свадьбе присутствовала сама Екатерина II и Григорий Потемкин.

 Алексей Бобринский - внебрачный сын Екатерины II и Григория Орлова
Алексей Бобринский - внебрачный сын Екатерины II и Григория Орлова

Екатерина II благоволила Дерибасу еще с того времени, когда он служил воспитателем Сухопутного кадетского корпуса и был наставником ее внебрачного сына Алексея Бобринского, учащегося этого заведения. Иосиф Михайлович успешно справлялся со столь деликатным поручением и тщательно исполнял свои обязанности. Эта его миссия закончилась в 1782 году, когда Алексей Бобринский успешно закончил обучение. Получив очередное повышение по службе, Дерибас отправляется на очередную русско-турецкую войну.

Победы "дунайского героя"

  Штурм крепости Хаджибей  в 1789 году
Штурм крепости Хаджибей в 1789 году

В 1788 году уже в чине бригадира Дерибас за победу над турецкими кораблями в Днепровском лимане был удостоен ордена Святого Владимира. Еще более он отличился при взятии турецкой крепости Очаков и штурме крепости Измаил, гордости Османской империи.14 сентября 1789 года, уже в чине генерал-майора, он возглавил штурм крепости Хаджибей. А.В. Суворов высоко оценил воинские заслуги Дерибаса, назвав его "дунайским героем". Императрица наградила его
большим имением в Могилевской области и золотой шпагой с бриллиантами. Так сын знатного испанского дворянина стал русским помещиком. А в 1792 году за активное участие в переговорах и успешное заключение мира с Турцией Иосиф Михайлович Дерибас был награжден одной из высших наград России - орденом Александра Невского.

Крутой поворот судьбы

После успешного окончания войны России необходимо было начать осваивать новые территории северного Причерноморья. Для этого предполагалось построить крупный морской порт для выхода российских торговых судов в Черное море и приема иностранных . Нужно было только выбрать подходящее удобное место.

Гавань у крепости  Хаджибей
Гавань у крепости Хаджибей

Хорошо изучивший в ходе многочисленных боев местность, Дерибас считал самым подходящим местом для строительства порта глубокую, не замерзавшую почти всю зиму гавань у стен крепости Хаджибей. Если построить мол, корабли будут защищены от штормов и ураганных ветров. После проведенных на месте необходимых инженерных расчетов было направлено соответствующее донесение генерал-губернатору Новороссии Платону Зубову, очередному фавориту Екатерины II.

 Императрица Екатерина II открыла ворота русскому торговому флоту в Черное море
Императрица Екатерина II открыла ворота русскому торговому флоту в Черное море

Предложения Дерибаса были одобрены императрицей, он был назначен начальником будущего порта и получил для начала строительства 26 тысяч рублей. На одном из придворных балов кто-то из вельмож предложил императрице переименовать Хаждибей в Одиссос, в память об античной греческой колонии, существовавшей когда-то в этих местах. Екатерина II согласилась, но внесла свои поправки - порт получил вполне русское название Одесса.

Строительство Одессы

 Первый генплан нового города-порта Одессы, созданный Францем Деволланом.
Первый генплан нового города-порта Одессы, созданный Францем Деволланом.

План города-порта Одессы был выполнен первым инженером Южной армии А.В. Суворова, голландцем, находящемся на военной службе в России, Францем Деволланом. План, выполненный по канонам классического римского градостроительства, напоминает шахматную доску. Для производства строительных работ была учреждена "канцелярия строения города и порта Хаджибей", переименованного в Одессу. Общее руководство всеми работами было поручено Иосифу Дерибасу. Территория будущей застройки была разбита на 117 кварталов, поделенных на земельные участки, которые раздавали всем желающим. На одном из них Дерибас построил свой дом, который стал первым жилым зданием в Одессе.

 На этом месте стоял когда-то дом Иосифа Дерибаса , а улицу назвали Дерибасовская
На этом месте стоял когда-то дом Иосифа Дерибаса , а улицу назвали Дерибасовская

Улицу, где стоял дом первостроителя Одессы назвали Дерибасовская. Интересно, что не смотря на все вихри изменений, пронесшиеся над страной и городом за два с лишним века, она никогда не меняла своего названия. Чтобы привлечь в новый город жителей Дерибас добился больших льгот для застройщиков, промышленников и торговцев. Первыми одесситами стали военные, чиновники и купцы. В город потекли деньги, жизнь била ключом. К концу 1795 года в Одессе проживало уже около 2,5 тысяч жителей разных национальностей и разного рода занятий.

 Памятник Иосифу Дерибасу в самом начале улицы Дерибасовской установлен в 1994 году к 200 летию города им основанного
Памятник Иосифу Дерибасу в самом начале улицы Дерибасовской установлен в 1994 году к 200 летию города им основанного

Интриги и опала

Как у любого успешного человека, находящегося на виду, у Дерибаса было много недоброжелателей, исправно писавших жалобы и доносы в Петербург. Ситуацию усугубила кончина императрицы Екатерины II в 1796 году. Занявший престол Павел I, прислушавшись к наветам и сплетням своих фаворитов во главе с графом Растопчиным, сильно сократил финансирование строительства порта и города Одессы. Он вообще любил во всем экономию, четкость и педантичность расчетов.

 Император Павел I занял престол после смерти матери - Екатерины II
Император Павел I занял престол после смерти матери - Екатерины II

Дерибаса вызвали с отчетом о строительстве одесского порта в Петербург. Несмотря на козни и сплетни, ему удалось обосновать все расходы на строительство порта и города Одессы, и доказать новому императору свою ценность как специалиста по морскому строительству. Он стал членом Адмиралтейств - коллегии, а затем и ее президентом и даже получил звание адмирала.

Последний подарок городу Одессе

Поскольку новый император резко сократил финансирование строительства Одессы, работы были приостановлены, но не заброшены. Одесситы обратились к Павлу I с просьбой о представлении ссуды из Государственной казны на строительство нового порта и развитие города.

 Памятник "взятке" -АПЕЛЬСИН установлен в конце улицы Лонжероновской в 2004 году
Памятник "взятке" -АПЕЛЬСИН установлен в конце улицы Лонжероновской в 2004 году

Дерибас, узнав о содержании челобитной одесситов, посоветовал им не мешкая прислать и подношение. Император в то время хворал, простуда одолела. Хитрые одесские градоначальники выкупили груз из 3000 апельсинов на одном из судов, стоящих в гавани; этот ценный груз с пожеланием здоровья, в сопровождении высокой делегации и охраны был отправлен императору. Расчет оказался правильным, Павел I дал согласие выделить на строительство одесского порта 250 тысяч рублей. Жизнь в городе закипела вновь. Так адмирал Иосиф Михайлович Дерибас послужил своему детищу еще раз, а три тысячи апельсинов решили судьбу города.

Все - таки материальные интересы и лесть всегда были хорошим стимулом для привлечения внимания и симпатий сильных мира сего.

А вы как считаете? Если понравилась статья, подпишитесь на мой канал, узнаете еще много интересного из нашей истории.

#История России #русско-турецкие войны #18 век #интересные факты #градостроительство