УФИМСКИЕ СЛЕДЫ ПОЭТА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.
В Уфе, в Черниковке, есть улица всеми любимого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Расположена она в районе Дворца Орджоникидзе, являясь как бы частью бывшей улицы Худайбердина. Название свое она получила 1 ноября 1949 года.
Каким же образом имя поэта связано с нашим городом? Нам известно, что М.Ю.Лермонтов был не только одаренным поэтом, драматургом и писателем, но он был и художником. Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта. По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать стихи. Первые уроки рисования Лермонтову давал художник Александр Солоницкий. В 1830-е годы Лермонтов брал уроки рисования и живописи у художника Петра Заболоцкого.
Уфимский краевед Владимир Буравцов исследовал генеалогическое древо уфимского архитектора Юрия Лермонтова и выяснил, что род Лермонтовых восходит к уроженцу Шотландии Георгу Лермонту, который в начале XVII века оказался в России, положив начало легендарной фамилии. От двух браков у Лермонта было четверо детей. От второй жены Евтихии было три сына – Пётр, Яков и Матвей. От Матвея и пошла так называемая колотиловская линия Лермонтовых. Уфимские Лермонтовы являются потомками этой линии.
Несколько десятилетий назад был составлен каталог, в который вошли одиннадцать картин М.Ю.Лермонтова, 51 акварель, 50 рисунков на отдельных листах и около 70 зарисовок в рукописях.
В 1927 году по инициативе М.В.Нестерова и архитектора И.Е.Бондаренко в Пушкинский музей Ленинграда поступил из Уфы неизвестный ранее рисунок Лермонтова «Тамань». История появления этого рисунка в Уфе – загадка, которую когда-то пытался разгадать известный уфимский краевед Н.Н.Барсов, сейчас этим занимается краевед-педагог Ф.Ахмерова. На рисунке – домик на скалистом берегу моря, вдали – белеет парус одинокий. Размер листа – 19х28 см. надпись в углу – «М.Ю.Лермонтов». Михаил Юрьевич посетил Тамань дважды. Оба его приезда пришлись на ненастные дни. Пронизывающий морской ветер, холодный дождь, непролазная грязь. Укрыться можно только в хатах – мазанках, которые были заняты военными из местного гарнизона. Лермонтов писал, что в Тамани он чуть не умер от голода. Теперь в Тамани воссоздана хата, в которой останавливался М.Ю.Лермонтов в 1837 году. Здесь произошли события, положенные им в основу сюжета одной из глав романа «Герой нашего времени» - «Тамань». Здесь же родился рисунок.
Рисунок впоследствии затерялся. Нашелся он в Уфе. В «Описании рукописных и изобразительных материалов Пушкинского дома» сказано, что этот рисунок найден в октябре 1919 года среди «разгромленного и брошенного белогвардейцами имущества». Документы Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова подтверждает это: в музей рисунок поступил из Горхоза , который распоряжался тогда трофейными ценностями. Тут же сказано: рисунок поступил в составе «коллекции Петровых».
Как попал рисунок М.Ю.Лермонтова в Уфу? В конце пятидесятых годов Николай Николаевич Барсов стал искать уфимцев , которые специально интересовались творчеством М.Ю.Лермонтова. Такой человек нашелся. Его имя подсказал видный лермонтовед теле-радио ведущий Ираклий Андроников. В статье «Первый биограф», опубликованный в «Учительской газете» 21 июля 1964 года, он пишет: «В 1870 году в одном из номеров «Московских ведомостей» появилось сообщение о том, что инспектор Уфимской гимназии Хохряков желает передать Императорской публичной библиотеке имеющиеся у него рукописи известного нашего поэта Лермонтова…». И.Андроников назвал В.Хохрякова «первым биографом» М.Ю.Лермонтова. ведь он собрал множество рукописей и рисунков поэта, записал воспоминания родных и друзей. «Он заслужил, чтобы его имя знали все, кому дорога поэзия Лермонтова», - закончил статью Ираклий Андроников. Н.Н.Барсов стал разыскивать потомков учителя, уехавшего в 1870 году в Пензу, но не нашел. Не исключена возможность, что рисунок Лермонтова – частица коллекции Хохрякова.
Еще один интересный факт. В поэме «Монго» Лермонтов представляет себя скачущим на башкирском скакуне:
Храпя, мотает длинной гривой
Под ним саврасый скакунок,
Степей башкирских сын счастливый.
Оказывается, в период работы над поэмой бабушка Елизавета Алексеевна подарила любимому внуку тройку башкирских лошадок. Это была не просто тройка, а чудо – тройка. Михаил Юрьевич вместе с двоюродным братом сразу же стали объезжать новенькую упряжку. Лошади были чудо как хороши. Они несли седоков так, что ветер свистел в ушах, а лошадям хоть бы что – даже не вспотели. Об этом рассказано в книге А.С.Марченко «С подорожной по казенной надобности», изданной в Москве в 1984 году.
Интересен и еще не менее интересный факт, связанный с потомками этого знаменитого поэта, жившими и работавшими в Уфе. Одним из них был Николай Юрьевич Лермонтов - пятиюродный брат великого поэта.
Он родился в 1867 году в усадьбе Алексино Костромской губернии. Воспитывался в Костромском реальном училище. Он окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров.
В 1931 году Николай Юрьеыич. Лермонтов переехал в Уфу, из Ярославля, став главным архитектором «Башгоспроекта», а потом и «Башпрогора» (Башкирский государственный трест по проектированию городов), с 1932-го по 1941 годы. Он был профессионалом своего дела и умелым организатором архитектурного творчества. Под его руководством выполнялось проектирование жилых домов, общественных зданий, объектов промышленного и коммунального назначения, планирование развития территорий. Одновременно с работой в проектной организации Лермонтов в 1940-е годы являлся преподавателем Уфимского коммунально-строительного техникума. При непосредственном участии Николая Юрьевича были подготовлены ряд проектов домов на улицах Пушкина Карла Маркса. Лермонтов помогал архитектору В.В. Максимову в создании гостиницы «Башкирия», участвовал в проектировании Главпочтамта, Башпотребсоюза. Являлся автором проекта Дома наркомфина на пересечении улиц Аксакова и Коммунистической. Под его руководством группой архитекторов спроектирован Дом старых большевиков на улице Коммунистической. Являясь членом экспертного совета, Н.Ю. Лермонтов рассматривал проекты многих вновь возводимых и реконструируемых зданий: надстройки Госбанка на улице Театральная. Мединститута на улице Фрунзе (Валиди); био-физиологический корпус мединститута по улице Ленина. Отстаивал ненужность надстройки оперного театра.
Инженером-строителем стал его сын - Михаил Николаевич, видный архитектор спортивных сооружений Уфы. Он был страстным охотником и рыболовом. Его считали представителем элиты уфимского стендового спорта. Еще один сын старшего Лермонтова, Борис Николаевич, был на войне летчиком, а в мирное время - инженером-энергетиком, заведовал отделом Госплана, а затем кафедрой сельхозинститута (ныне БГАУ). Его жена, Вера Андреевна, в пятидесятые годы прошлого века была одним из ведущих концертмейстеров Башкирского государственного театра оперы и балета. Когда я учился на лесфаке Башсельхозинститута я встречался с Борисом Николаевичем Лермонтовым. Это был человек высокого роста, худощавый, спортивного телосложения. Мы, студенты, удивлялись его фамилии, делали предложения о его родстве с великим поэтом, но не более. Хотя фамилию Лермонтов я и ранее слышал на соревнованиях по стендовой стрельбе на городском стрельбище. Оно находилось на покатом склоне холма обращенного в сторону деревни Тужиловки и реке Уфимки. Такие соревнования проходили летом в конце сороковых начале пятидесятых годов. Будучи мальчишкой, я не придавал этому большого значения. Но в моей памяти это сохранилось и сейчас пригодилось.
Богата талантами была уфимская семья Лермонтовых. Одна из дочерей Николая Юрьевича - Вера Николаевна Лермонтова училась у художника Куинджи, преподавала в строительном техникуме. Его внучка Ирина Борисовна Лермонтова, - дочь Нины Николаевны, что была у него четвертым ребенком в их семье в последние годы работала старшим преподавателем медицинского института (БГМУ), носила почетное звание заслуженного деятеля культуры Республики Башкортостан.
В 1945 году за проект 2-квартирного жилого дома Лермонтов получил премию от Управления по делам архитектуры при Совнаркоме РСФСР. В 1947 году (в связи с 80-летием) ему были присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и БАССР. Лермонтов был членом Союза архитекторов БАССР и РСФСР. Он внёс вклад в становление института «Башкиргражданпроект», стоял у истоков создания Башкирского отделения Союза архитекторов.
Были использованы материалы В.Буравцева.