Найти в Дзене
Pravoslavie.wiki

Крестят ли детей, рождённых при помощи ЭКО?

Оглавление

Как Церковь относится к искусственному оплодотворению

В своём официальном документе «Основы социальной концепции» (2000) РПЦ рассматривает различные проблемы биоэтики, к которым относятся и вопросы преодоления бесплодия. К нравственно допустимым методам преодоления бесплодия отнесено «искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».

Церковь даёт неодобрительную оценку тем вариантам экстракорпорального оплодотворения, при которых используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать. Также Церковь выступает против тех вариантов ЭКО, при которых может быть получено заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо для переноса в матку.

Кроме того, обращается особое внимание на следующее: «Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».

Церковная логика здесь вполне понятна. Конечно, проблема супружеского бесплодия всегда была весьма и весьма тяжкой проблемой для любящих друг друга и желающих иметь детей от любимого и любимой супругов. Вспомним, жития многих святых, кои страдали от этого недуга. Да что говорить о прочих житиях, когда даже богоотцы Иоаким и Анна претерпели от сего множество скорбей.

Но в древности сие супружеское бесплодие, как правило, разрешалось после молитвы ко Господу, Божией Матери и Его святым угодникам. А муж и жена, получив сей дар от Бога, зачинали своих чад в законном супружеском соитии. Причем, зачастую сии чада становились святыми и даже более того. Речь, конечно, идет о Божией Матери, рождение Которой вымолили у Бога долгое время бесплодные Иоаким и Анна!

Нынешняя же цивилизация предлагает нам некий научный суррогат такого разрешения бесплодия в виде ЭКО. Которое, надо это отметить, не очень эффективно. Согласно подсчетам самих медиков, приблизительно одна из двенадцати (!) женщин, прошедших эту процедуру, благополучно рожает ребенка.

Впрочем, не это самое важное. Важно то, что в процессе этого искусственного оплодотворения очень часто применяются нечистые, греховные методы. Так мужское семя (сперма) для этого чаще всего получается путем мастурбации, т.е., проще говоря, с помощью греха рукоблудия.

В этой связи вспоминается какой-то американский фильм, когда такой бесплодный муж по настойчивым просьбам жены решил пройти этот или подобный процесс. Ему сразу же предложили по мастурбировать, чтобы получить сперму. Санитарка даже услужливо предложила ему, чтобы облегчить этот греховный процесс, порнографический журнальчик, от которого он, правда, отказался.

Короче говоря, смущенный американец, не желая делать эти мерзости, влил в пробирку немного растворимого мыла. И когда озабоченная жена спросила врача, как дела? Тот заметил, что из мыльной пены дети не рождаются!

Заметим, даже в развращенной Америке в людей есть совесть, которая заставляет их сомневаться в этом научном методе; тем более, она есть у нас, русских людей, что и констатирует Церковь!

Второй еще более щекотливый момент ЗКО состоит в том, что иногда, когда муж оказывается бесплодным и его сперматозоиды не способны произвести потомство, жена, сильно желающая иметь детей, обращается за помощью к донорской сперме, т.е. зачинает от другого мужчины. Причем, зачастую делает это без согласия мужа, не сообщая ему об этом, что уже близко к измене. Во многих таких случаях муж, узнавший об этом, берет развод. Разумеется, Церковь, как выше уже было сказано, против такого использования донорской спермы.

Разрешено ли в РПЦ крещение детей, зачатых при помощи ЭКО

Но все эти возражения относятся к самому процессу ЭКО и не являются виной детей, кои рождены с помощью его. Ребенок не виноват, что его зачали таким искусственным образом, поэтому не может быть в сем обвинен. Впрочем, если в этом был грех его родителей, то Господь может за этот грех наказать и ребенка. Но это прерогатива лишь Самого Господа, и люди не могут усвоять ее себе.

Отсюда понятно, что Православная Церковь крестит детей, даже если они и были зачаты с помощью ЭКО. Во всяком случае, при обращении в храм родителей ребенка с просьбой его крестить, справка, что он зачат естественным образом, не требуется. И никто не имеет права требовать от родителей раскрыть тайну зачатия их чада.

Правда, в наш век идиотизма, вполне может найтись какой-то «сверхревностный» церковный служитель, который может потребовать такую справку, а иначе не будет крестить. Если такой вопиющий случай и произойдет, то родителям следует обратиться в другой храм, где служат нормальные священнослужители, а на не нормального написать жалобу своему правящему архиерею, подав ее в епархиальное управление.

Но, думаю, такой казусный случай вряд ли возможен. Если бы такое случилось, то такую скандальную новость вовсю распропагандировали бы светские СМИ. А пока ничего подобного, слава Богу, я, к примеру, не слышал!

Протоиерей Георгий Городенцев