Привет, Дорогой читатель! Расскажу Вам про заброшенную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую нам недавно удалось посетить.
Храм был построен вместо обветшавшей деревянной церкви в 1806 году на средства помещика Ефима Васильевича Елагина.
Храм представляет собой уникальный образец, выполненный в стиле раннего классицизма. Но имя архитектора, увы, неизвестно.
Все фотографии собраны в галереи, листайте
Знатоков истории отечественного зодчества неизменно восхищают выразительность общей композиции, чистота архитектурных линий, точность пропорциональных соотношений храма, торжественный вид его четырехколонных портиков, решенных в лаконичных формах дорического ордера.
Архитектурная выразительность этого храма привлекала и привлекает до сих пор внимание художников и фотогафов.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы была закрыта после войны, и к 1980ым годам пришла в предаварийное состояние. Была предпринята попытка реставрации, но финансирование прервали.
На данный момент церковь не принадлежит РПЦ, не действует и находится в ужасном состоянии. Вокруг церкви кладбище, но даже на нём уже запрещены новые захоронения.
Существует легенда, что в Заклинском озере утонула дочь священника, и в память о ней был рядом с храмом установлен памятник. Но в советское время его разбили.
Архитектор Н.Г. Кудрявцев писал о своей первой встрече с храмом:
Примерно в 1930 г., во время прогулки по окрестностям Луги, я встретил маленькую церквушку в районе Смешенья. Она показалась интересной… Много позднее, увидев в городе Котка, в Финляндии, местный православный храм, я вспомнил церковь в Смешенье. Несмотря на различие по величине, обе постройки показались мне родственными. Они обе по стилю отнесены ко времени рубежа XVIII-XIX веков… Аналогичные храмы можно встретить на Орловщине, в селе, где родился писатель И. Тургенев, а также в других местах европейской России… Но рассматриваемые нами два храма, как более старые, следует считать образцами выработанного нового направления, а потому сыгравшими особую историческую роль.
А храмы и монастыри –
Не камни, а строенья духа,
Равно снаружи и внутри,
Пускай сегодня здесь разруха.
Они по-прежнему стоят
Под слоем пыли, под водою,
Они по-прежнему парят
Над смутою и над бедою…
Позабытая церквушка на сельском погосте. Покосившиеся стены и провалившийся пол. Бывший духовный приют погребен под сугробами безразличия.
Среди внутреннего хаоса, в уголке, одиноко стоит свеча… значит кто-то еще верит, значит чья-то душа еще верует…
А впрочем, нужны ли здесь ещё слова…?